Недавно Роскомнадзор (РКН) официально заявил об ограничении функций аудио- и видео- звонков в мессенджерах Telegram и WhatsApp*. Разбираемся, какие правовые основания находятся в основе блокировок. Так, Роскомнадзор имеет право блокировать звонки в мессенджерах, ссылаясь на два основных юридических основания:
-
Отсутствие представительства в России. Согласно закону (№236-ФЗ от 01.07.2021), иностранные IT-компании с большой аудиторией (более 500 тысяч пользователей в сутки) обязаны иметь официальное представительство (филиал, юрлицо) на территории РФ.
-
Отказ от сотрудничества по предоставлению данных. Мессенджеры обязаны сотрудничать с властями в борьбе с преступностью и предоставлять информацию о пользователях (№149-ФЗ от 27.07.2006, ст. 10.1).
Telegram и WhatsApp нарушают эти требования, поэтому РКН получает формальное право ограничивать их функциональность, включая блокировку звонков.
Помимо формального соблюдения законов, возможны и другие факторы:
- Экономические интересы. Операторы связи могут быть заинтересованы в уменьшении использования мессенджеров для звонков, чтобы увеличить доходы от сотовой мобильной связи.
- Развитие конкурентных сервисов. Попытки продвижения отечественных мессенджеров, таких как МАХ, могут быть одной из причин ограничения доступа к иностранным сервисам.