Судебное финансирование (litigation funding) - часть более крупного рынка юридических услуг стоимостью около 800 млрд. Остановлюсь на динамике, которая делает финансирование судебных процессов все более ценным для юридических фирм и юридических департаментов, а также для руководителей высшего звена и финансовых специалистов.
Десятилетие роста и развития
Основание Burford в октябре 2009 года пришлось на окончание Великой Рецессии в США. Экономическая “травма” только подчеркнула ценность судебного финансирования: клиенты продолжают исполнение судебных решений и важные коммерческие споры и в хорошие, и в плохие времена, но спад экономики создает условия для сокращения и минимизации расходов юридического отдела.
К октябрю 2009 года большинство юридических фирм подверглись еще более сильному давлению со стороны клиентов. Их вынуждали снижать плату, предлагать альтернативные механизмы оплаты и брать на себя больший риск. Burford предложил решение - как для традиционных фирм, которые не могли или не хотели платить почасовую оплату, так и для компаний, работающих за гонорар успеха - клиенты нуждались в том, чтобы компании брали на себя риски, но фирмы не всегда могли себе это позволить.
Даже когда Великая Рецессия стерлась из памяти, давление на корпорации и юридические фирмы закрепилось как постоянная “новая норма” на рынке юридических услуг, и поэтому с 2009 по 2019 год мы наблюдали взрывной рост спроса на капитал Burford.
В 2010 году в наш первый полный календарный год работы в бизнесе, мы взяли на себя обязательства по инвестированию в коммерческие судебные и арбитражные разбирательства на сумму $99 млн; в 2017 году, последнем полном календарном году, за который мы выпустили данные об основных обязательствах, мы взяли на себя обязательства в размере $1,34 млрд, что на 1254 % больше.
Согласно ежегодному отраслевому исследованию, которое мы начали проводить в 2012 году, количество юристов, которые сообщили, что их компании или фирмы использовали судебное финансирование, увеличилось как минимум на 237% в период между 2012 и 2018 годами.
В этот период произошел не только рост, но и эволюция. При основании Burford мы предлагали third-party funding для единичных случаев коммерческих споров и арбитража, чаще всего клиентам, которые реагировали на некоторые внешние требования или юридическим фирмам, которые хотели их обслуживать.
Напротив, в начале 2019 года наш капитал гораздо чаще используется в портфельных соглашениях, поддерживающим многочисленные судебные и арбитражные разбирательства, и используется дальновидными юридическими фирмами, которые стремятся управлять своими судебными издержками и вести свой бизнес настолько эффективно, насколько это возможно.
В 2017 году, в последнем календарном году, за который мы публично представили данные за полный год, 54% выделенного нами капитала ($725,5 млн) составляли договоренности на основе портфеля; 5% ($72,7 млн) пришлось на отдельные случаи.
Поставщики судебного инвестирования также эволюционировали. Как недавно отметил генеральный директор Burford Кристофер Богарт: “Между поставщиками в сфере [финансирования судебных исков] наблюдается четкая сегментация. По сути, несколько судебных финансовых компаний как настоящие бренды финансовых услуг, создавая большой разрыв с другими игроками и новыми участниками.” В течение десятилетия, по мере того как спонсоры приходили и уходили, Burford развивал отношения, опыт, собственные данные и операционные стандарты, которые можно было бы ожидать от мировых брендов финансовых услуг. Наша команда ежегодно общается с тысячами юристов по всему миру и работает с 70 из 100 мировых юридических фирм в течение 12 месяцев.
Клиенты продолжают исполнение судебных решений и важные коммерческие споры и в хорошие, и в плохие времена, но спад экономики создает условия для сокращения и минимизации расходов юридического отдела.
В 2019 году неопределенность и риск стимулируют спрос на судебное финансирование. Хотя наиболее убедительными факторами, стимулирующими рост, будут его ценность для юридических фирм и юридических групп, как я расскажу ниже, невозможно игнорировать очевидные макроэкономические и политические реалии, которые повлияют на бизнес права и мир бизнеса в целом:
Экономические проблемы
Никто не может знать наверняка, произойдет ли экономический спад, но некоторые громкие компании снижают ожидания инвесторов (например, Apple и Samsung, ссылаясь на снижение потребительского спроса в Китае), в то время как еще больше компаний готовятся к его возможности. Будь то фактические или упреждающие, такие меры реагирования на ожидаемое замедление, как правило, приводят к увеличению числа споров - например, когда компании ведут борьбу с поставщиками и партнерами по контрактам.
Кроме того, эти экономические проблемы усугубят непрекращающееся давление с целью сдерживания и компенсации расходов, которое стало общепринятой реальностью юридического ландшафта со времени последней рецессии – при этом, судебное финансирование решает эти вопросы и дает уверенность для клиентов и юридических фирм в степени их риска, перемещая первоначальные затраты на судебные разбирательства с балансов компаний на третью сторону.
Политическая неопределенность
Во-вторых, в крупных странах существует значительная политическая неопределенность, которая опять же будет усугублять необходимость сдерживания юридических рисков и издержек за счет внешнего финансирования. В Великобритании и Европе Brexit - как бы он ни разворачивался - достигнет решающей следующей фазы к марту 2019 года.
Эти и другие случаи политической неопределенности создают атмосферу, в которой инструменты, которые повышают способность юридических фирм и юридических групп планировать и управлять рисками будут приобретать все большую ценность.
Если ваша компания участвует в судебных спорах или потенциально может выступить истцом, воспользуйтесь преимуществами судебного финансирования.
Юридические фирмы и юридические группы будут искать возможности для роста в 2019 году – и судебное финансирование поможет в этом
Хотя эти негативные макроэкономические и политические силы будут играть роль в стимулировании спроса на судебное финансирование в 2019 году, хочу подчеркнуть позитивную ценность, которую юридические финансы предлагают своим пользователям в юридических фирмах и департаментах, поэтому в заключение я поделюсь некоторыми соображениями о преимуществах судебного финансирования для пользователей в 2019 году.
Юридические фирмы будут использовать судебное финансирование для стимулирования роста и дифференциации себя с клиентами
Последние прогнозы юридического рынка предсказывают, что увеличение доходов юридических фирм продолжится и в 2019 году. Тем не менее, вполне вероятно, что рост доходов будет неравномерно распределен между юридическими фирмами, при этом основная часть выгоды будет приходиться на самых крупных игроков. Это, в свою очередь, создаст дополнительный стимул для подавляющего большинства фирм, которые не могут рассчитывать на увеличение доходов, чтобы сделать две вещи.
Во-первых, им нужно будет искать новые пути для роста своего бизнеса и прибыли. Во-вторых, им нужно будет искать новые пути дифференциации с клиентами и перспективами. Судебное финансирование поможет им в обоих случаях —во-первых, помогая им начать новый бизнес с существующими или новыми клиентами, а во-вторых, помогая им позиционировать себя как инновационных и проворных партнеров, которые могут быстро реагировать на запросы клиентов об альтернативных механизмах оплаты.
Корпоративные юридические команды будут использовать судебное финансирование для роста без увеличения бюджетов.
За последние несколько лет все большее число юридических департаментов перешли от сокращения расходов к пересмотру своей правовой стратегии, например, благодаря работе “in-sourcing”, которой ранее занимались юридические фирмы и альтернативные поставщики юридических услуг.
Упор делается на инновации и создание ценности. Но даже по мере того, как юридические департаменты будут увеличивать свои бюджеты, они будут все больше фокусироваться на бюджете и управлении рисками - и, учитывая это, судебное финансирование станет все более ценным инструментом.
Как и мои коллеги Руфус Кейн и Джеймс Секстон , все большее число «коммерческих» юридических департаментов будут использовать судебное финансирование для реализации стратегий возмещения с привлечением внешних спонсоров, несущих затраты и риски судебных и арбитражных разбирательств в своих балансах. Хотя это означает необходимость делиться суммой взыскания с третьей стороной, это позволяет юридическим командам управлять своими программами с уверенностью в своих судебных и арбитражных бюджетах - и на неопределенном рынке это будет становиться все более ценным.
------ David Perla , Burford
Translated by PLATFORMA team
20.02.2019
Есть интересное дело, тема для обсуждения или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru