Коллективные иски: зачем они нужны?

Коллективные иски все еще остаются экзотикой в российской практике. В следующей статье мы попытаемся ответить на вопросы как они себя зарекомендовали на Западе и зачем они вообще сегодня нужны.

Неудивительно, если вы пропустили в неостанавливающемся потоке инфомации, ежедневно обрушивающимся на нас из-за океана после последних выборов американского президента, казалось бы совсем малозначимую новость. Дело в том, что соратник новоизбранного президента по Республиканской партии на Капитолийском холме конгрессмен Боб Гудлатт (Bob Goodlatte) от штата Вирджиния продвигает закон, идущий вразрез основному предвыборному обещанию Дональда Трампа ставить на первое место интересы американцев («Put America First») и призванный ограничить процедуру подачи коллективных исков в американские суды ущемленными потребителями, то есть тем самым защитить интересы транснациональных корпораций. Другими словами, этот законопроект можно рассматривать как подарок для банков, которые не против поманипулировать процентными ставками в свою пользу; для корпораций, привыкших оплачивать труд женщин по заниженной ставке; для производителей, уличенных в выпуске товара, не соответствующего стандартам качества и для организаций типа «Университет Трампа».

Да-да, будь такой закон в силе сегодня, то тогда те семь тысяч обманутых студентов предприятия под названием «Университет Трампа» не смогли бы подать иск в защиту своих прав и отсудить причитающуюся им компенсацию.

Напомним, что лично Дональд Трамп и организация под названием «Университет Трампа» продавали участие в семинарах и кураторство по вопросам недвижимости. Обучающая программа позиционировалась как программа премиум класса, преподаватели должны были быть отобраны самим Трампом и тот, кто в итоге не пожалел сумму от $1.500 до $35.000 получал взамен эксклюзивный рецепт успеха самого Дональда Трампа (тот самый рецепт, который привел его, между прочим, к шести банкротствам). Но по истечению некоторого времени в судах начали скапливаться заявления, что обучающая программа Трампа не соответствует своей рекламной кампании и тысячи студентов взамен оплаты не получили ни секреты успеха риелторов, ни преподавателей, отобранных Трампом, ни диплома, который бы стоил больше, чем стоимость бумаги на которой он напечатан.

Это дело является классическим примером той ситуации, когда коллективный иск, поданный в суд обманутыми потребителями, является чуть ли не единственным механизмом доступным для граждан, с целью защиты своих потребительских прав от действий недобросовестных предпринимателей. Кроме того, коллективные иски играют не последнюю роль в антимонопольной регуляции рынка, стоя на страже интересов потребителей в ситуациях, когда крупные корпорации идут на сговор в ущерб конечного покупателя. Ведь часто бывает так, что ущерб, нанесенный каждому отдельному потребителю, совсем незначительный и не оправдывает с материальной точки зрения поход в суд. Но в случае объединения понесших убытки потребителей в одну группу, их возможность отстоять свои права и получить причитающуюся компенсацию у ответчика возрастает в несколько раз, а судебные издержки сокращаются пропорционально количеству истцов в группе.

Несмотря на то, что групповые иски были распространены в Европе со времен раннего средневековья, с развитием индустриализации и появлением больших корпораций, судебная система стала склоняться на сторону крупного капитала и возможности подавать групповые иски к середине XIX века были сведены на нет. Все изменилось в Америке в середине 60-х годов ушедшего столетия благодаря двум факторам. Во-первых, к этому времени укоренилась точка зрения, что возможность подавать коллективные иски отдельными акционерами от лица всех акционеров эффективно подменяет государственные нормативы, особенно на рынке ценных бумаг. Кроме этого, во многих странах в то время наблюдался стремительный подъем движений за права афроамериканцев, энвайрементализм, консюмеризм и других правозащитных течений. В борьбе по отстаиванию своих прав и свобод эти движения стали все чаще обращаться к коллективным искам, тем самым повысив их общественное значение.

Сегодня среди крупнейших коллективных исков в США, а в них фигурируют компенсации, исчисляемые миллиардами долларов, в основном встречаются споры о защите прав акционеров от недобросовестных манипуляций в корпоративной отчетности менеджментом корпораций; иски к производителям некачественного товара с требованиями возместить принесенный ущерб; иски к международным корпорациям с требованиями возместить экологический ущерб, нанесенный природе в местах добычи полезных ископаемых; обвинения в дискриминации по половому признаку; иски к табачным компаниям за нанесения вреда здоровью.

В России, где все чаще раздаются призывы принять четкое регулирование возможности подачи коллективного иска, этому виду судебных споров стали последнее время придавать особое внимание. Такие влиятельные организации, как Общенародный Российский Фронт принятие закона о коллективных исках определил одним из своих основных приоритетов. Президент РФ Владимир Путин в ходе пленарной сессии ПМЭФ-2013 предложил наделить общественные объединения, включая предпринимательские организации, правом подавать групповые иски в интересах неограниченного круга своих членов.

Так одним из самых нашумевших в России дел, включавших в себя аж сразу три коллективных иска, было дело туроператора «Лабиринт». Кроме коллективных, к группе компаний «Лабиринт» было подано более сотни индивидуальных исков, многие из которых были удовлетворены и суд постановил взыскать с ответчика около 37 миллионов рублей в ценах 2014 года. Напомним, что компания приостановила свою деятельность 2 августа 2014 года, а из 55 тысяч пострадавших от этого клиентов, 27 тысяч находились на тот момент за границей. В ходе проверки было установлено, что туроператор не собирался исполнять свои обязательства по перевозке и размещению туристов за рубежом, в связи с чем не перечислил необходимые платежи авиаперевозчику «Оренбургские Авиалинии», а полученные от туристов денежные средства в сумме не менее 100 млн рублей похитил и использовал по своему усмотрению.

Западная практика показывает нам, что коллективные иски являются эффективным инструментом по защите прав потребителей и противостоянию недобросовестной конкуренции среди корпораций. Аферы и манипуляции с целью получения сверхприбылей, к сожалению, всегда являлись сопутствующим компонентом тех преимуществ, которые предоставляют нам рыночные отношения. Именно механизм подачи коллективных исков на сегодняшний день зарекомендовал себя как эффективный способ предотвращения и борьбы с таким мошенничеством.

Что же касается законопроекта республиканца Боба Гудлатта, то он еще должен пройти через слушания в Конгрессе и, если учитывать как американский закон заточен под защиту прав потребителей, то сложно представить, что он будет принят в сегодняшнем виде. А вот те семь тысяч студентов, поверившие обещаниям Дональда Трампа сделать их богатыми, успешно отсудили у организации «Университет Трампа» $25 млн. долларов и каждый из них получил от 50% до 100% компенсации за понесенный убыток. Ну а сам Дональд Трамп, как вы знаете, стал президентом Америки.

--Written by PLATFORMA team--


PLATFORMA размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения на info@platforma-online.ru.

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.