— Расскажите, как вы увлеклись виноделием и как пришли к созданию собственного бренда вина. Сталкивались ли вы со сложностями в процессе?
Несмотря на вред алкоголя, на протяжении нескольких тысячелетий он сопровождает человеческую цивилизацию и в некотором смысле даже влияет на историю.
На мой взгляд, вино – уникальный продукт. По совокупности факторов у него нет аналогов среди алкогольных напитков. Именно поэтому вино давно интересовало меня как потребителя.
Говорят, виноградарство и виноделие – голливуд сельского хозяйства. Не могу не согласиться.
Основная сложность заключается в том, что виноградарство довольно долгое с точки зрения окупаемости направление. Первый полноценный урожай (для которого нужно приобрести землю, посадить саженцы, сформировать виноградник, ухаживать за ним несколько лет) можно ожидать только через 3 года после посадки. Первое вино, соответственно, ещё позже.
Другая сложность – специфика продукта. Вино является алкогольным напитком, его оборот контролируется государством.
Но, в целом, ничего непреодолимого. Как и везде - вопрос в наличии мотивации.
— Какие сорта винограда вы используете и почему? Есть ли у вас особая технология создания вина и «секреты производства»?
Мы выращиваем, так называемые, международные сорта: Рислинг, Совиньон Блан и Шардоне (белые), а также Мерло, Каберне Совиньон и Каберне Фран (красные).
С одной стороны, винодельческая отрасль накопила огромный багаж знаний по выращиванию винограда и производству вина из международных сортов (это, безусловно, помогает в работе).
С другой – каждый терруар имеет свою специфику, а каждый сезон отличается от предыдущего. Всё это требует обобщения и систематизации собственного опыта.
Что касается секретов производства, то их практически нет.
Основной «секрет» - высококачественный виноград.
Каждой зимой куст виноград подвергается обрезке. Уже в этот момент, до появления первого листа, формируется архитектура виноградника, значительно влияющая на характеристики ягоды в конце сезона. Другими словами, уже на данном этапе ты закладываешь часть параметров будущего вина. Во время другой операции – другую часть параметров. И так много раз за сезон. К моменту созревания ягоды вино уже спроектировано на 70-80 процентов. В зависимости от того, насколько осознанными и методически верными будут твои решения в этот период в большей степени зависит успех в производстве. Вот и весь секрет.
— Виноградник вашей винодельни находится в окрестностях Анапы. При этом, живете вы в Краснодаре. Почему был выбран именно этот регион для виноградника и планируете ли вы расширять его или производство в целом?
Несмотря на обозначившийся в России ренессанс виноградарства и виноделия, регулирование этих отраслей немного отстаёт от логики развития данных направлений. Так, например, имеют место серьёзные затруднения в строительстве винодельни на винограднике из-за категории земельного участка. Нелогичность таких ограничений очевидна, однако, и снятие запрета может создать условия для злоупотреблений. Государство ищет компромиссное решение, но, к сожалению, не очень оперативно.
Меня, как и большинство коллег виноделов, не может не завораживать вид виноградника, поэтому, конечно, я бы хотел утром видеть в окно идеальные ряды виноградников, но пока это проблематично.
— Вы и ваш напарник - оба Романы, что сказалось на названии вашего проекта «Винодельня Романов». Наименование очень креативное и запоминающееся! Поделитесь, были ли иные варианты наименований или вы сразу пришли к такому решению?
Мы производим около 5 000 бутылок вина в год. Честно говоря, слово «производство» здесь не совсем отражает сути того, чем мы занимаемся. Это скорее, ремесло. Продукт, который мы выпускаем, очень авторский - начиная со сбора винограда и заканчивая ручной оклейкой этикеток, дизайн которой мы тоже разрабатываем самостоятельно. Поэтому изначально хотелось, чтобы бренд ассоциировался с конкретными людьми.
Рабочим вариантом было название «Винодельня Романов». Но нам было отказано в регистрации такого товарного знака. В связи с этим было принято решение о ребрендинге. Теперь проект носит имя В2Р – винодельня двух Романов. Некоторые воспринимают на латинице, мы не против, нам близка концепция business-to-people.
Фото: Цитрон Цюрупинский
На логотипе - буква «В» (вино), состоящая из двух букв «Р» (от имён основателей), стилизованных завитушками, напоминающими усики виноградной лозы. На наш взгляд, он очень точно отражается суть проекта.— Уже второй раз вы вошли в рейтинг TOP100Wines. Участвуете ли вы в еще каких-нибудь рейтингах или конкурсах?
Нужно сказать, что мы очень гордимся этим результатом: конкурсная комиссия вслепую дегустирует более 500 позиций, каждая из которых по мнению производителя претендует на попадание в топ 100. Поэтому включение результата нашей работы в итоговый список лучших вин подтверждает, что всё не зря.
Мы участвуем и в других конкурсах. Например, наше вино по итогам дегустационного конкурса, организованного российским отделением GWTO (Всемирная организация винного туризма) включено в профессиональный гид для ресторанов «Винная карта России».
В ближайшее время будут опубликованы результаты других конкурсов, в том числе Роскачества и Авторский гид "Российские вина 2024". Надеемся на достойные места.
Хотелось бы отметить, что мы не воспринимаем такие конкурсы как какое-то соревнование, с победителями и проигравшими. В большей степени для нас это возможность привлечь внимание к результату такой непростой (как кажется на первый взгляд) работы.
— Как вам удается совмещать ваше хобби и профессиональную деятельность?
Честно говоря, совмещать довольно сложно. Моя основная занятость в большей степени связана с судебным представительством, что очень ощутимо влияет на рабочий график. В то же время, виноградарство и виноделие диктует свой режим, не менее плотный, особенно в период сбора и переработки винограда.
В этом году, например, самый длинный рабочий день продлился 22 часа. Но разве это может остановить, когда занимаешься любимым делом? Конечно, нет!
Юридический опыт помог, безусловно. Как минимум, осведомлённость о введении уголовной ответственности за производство и оборот алкогольной продукции (171.3 УК РФ) позволили своевременно принять решение о надлежащем оформлении хобби и получении лицензии. В целом, с учётом государственного администрирования оборота алкогольной продукции, опыт работы в сфере юриспруденции серьёзно облегчает непростую часть этой деятельности.
— Какие навыки и качества, по вашему мнению, необходимы для успешного винодела? Как вы считаете, пересекаются ли они с качествами успешного юриста?
Несмотря на то, что виноделие и юриспруденция абсолютно полярные сферы деятельности, основное необходимое качество в обоих направлениях – профессионализм. И не важно – это правовая услуга или бокал вина. Только глубокие знания и ответственный подход к своему делу создают условия для получения выдающегося результата.
Если вы хотите рассказать о себе в рамках рубрики «Хобби юриста» - присылайте свои заявки на почту press@platforma-online.ru