Под действие закона о «приземлении» IT-гигантов подпадают и лидеры мнений

Так уж получилось, что документ, который позиционируется как закон, направленный на усиление локального регулирования крупных ИТ-компаний, в действительности направлен не только на них.

Какие последствия нас ждут после принятия закона о «приземлении» IT-гигантов и почему под него подпадают и лидеры мнений, рассказывает Евгений Царев, управляющий RTM Group.

Возьмем, к примеру, понятие «иностранные лица, осуществляющие деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации», фигурирующее в тексте документа. Оно включает в себя далеко не только ИТ-компании мирового уровня. К этой категории также могут быть отнесены и блогеры, и корпоративные странички в социальных сетях, Telegram-каналы, и много что/кто еще.

Для признания регулируемым иностранным лицом достаточно иметь ежедневную аудиторию в 500 000 пользователей и соответствовать хотя бы одному из дополнительных признаков.

Давайте честно ответим на вопрос, можно ли точно посчитать ежедневную аудиторию? С учетом огромного разнообразия платформ, сервисов, приложений и пр., которые работают на разных технологиях, оценки объемов аудитории могут отличаться на порядки. Все зависит от методики подсчета. И сам закон признает существование данной проблемы (об этом есть указание в ст. 8). Как она будет решена? Должна появиться утвержденная методика определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки за авторством Роскомнадзора. Соответственно, показатель в 500 000 пользователей в настоящий момент является неким «виртуальным ориентиром».

Помимо обязательного признака в виде наличия 500 000 пользователей, для признания «иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации» требуется соответствие хотя бы одному из дополнительных признаков.

Наибольший интерес представляют собой следующие:

  • Обработка сведений о пользователях, находящихся на территории РФ (даже не граждан)
  • Получение денежных средств от российских физических и юридических лиц

А теперь посмотрим на большинство популярных Ютуб-каналов. Их авторы устраивают опросы, розыгрыши, собирают статистику о своих посетителях, в конце концов, т.е. формально соответствуют требованию об обработке сведений о пользователях. Ведь сложно себе представить, что розыгрыш какой-нибудь футболки с принтом возможен без обработки данных об участниках, хотя бы о победителях. В конце концов, нужен адрес, на который автор канала будет отправлять приз.

То же самое касается получения денежных средств. Например, Ютуб уже давно ввел функцию спонсорства, которой пользуются популярные каналы. И да, действительно, они получают платежи от пользователей, в том числе российских.

Лидеры мнений не только в Ютуб, но и на других площадках точно также формально подпадают под действие закона. Поэтому более правильным было бы называть данный закон не «законом о приземлении IT-гигантов», а «законом о приземлении лидеров мнений».

И у всех этих крупных деятелей интернет-пространства нет иного выхода, кроме как привести основные процессы взаимодействия с пользователями в соответствие с требованиями регулятора, если они дорожат российской аудиторией. Каждый из «гигантов» должен понять, подпадает ли он под регулирование, а затем либо самостоятельно принять условия осуществления деятельности (в частности, создать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для оперативного получения запросов и требований), либо дождаться принудительного регулирования.

Принуждение регулятора не заставит себя ждать, и может сопровождаться такими уже отработанными мерами, как:
  • запрет на распространение рекламы
  • ограничение осуществления переводов денежных средств
  • запрет на поисковую выдачу;
  • полное или частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица

Помимо этого, есть вполне реальный риск получить от Роскомнадзора полную блокировку на территории РФ. А разбираться с этой жесткой мерой будет гораздо сложнее, нежели попытаться предотвратить ее.


----- Евгений Царев для PLATFORMA Media

Голосуйте за финалистов конкурса «Лучший юридический сайт» на сайте PLATFORMA

Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.