Так уж получилось, что документ, который позиционируется как закон, направленный на усиление локального регулирования крупных ИТ-компаний, в действительности направлен не только на них.
Какие последствия нас ждут после принятия закона о «приземлении» IT-гигантов и почему под него подпадают и лидеры мнений, рассказывает Евгений Царев, управляющий RTM Group.
Возьмем, к примеру, понятие «иностранные лица, осуществляющие деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации», фигурирующее в тексте документа. Оно включает в себя далеко не только ИТ-компании мирового уровня. К этой категории также могут быть отнесены и блогеры, и корпоративные странички в социальных сетях, Telegram-каналы, и много что/кто еще.
Для признания регулируемым иностранным лицом достаточно иметь ежедневную аудиторию в 500 000 пользователей и соответствовать хотя бы одному из дополнительных признаков.
Помимо обязательного признака в виде наличия 500 000 пользователей, для признания «иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации» требуется соответствие хотя бы одному из дополнительных признаков.
Наибольший интерес представляют собой следующие:
- Обработка сведений о пользователях, находящихся на территории РФ (даже не граждан)
- Получение денежных средств от российских физических и юридических лиц
А теперь посмотрим на большинство популярных Ютуб-каналов. Их авторы устраивают опросы, розыгрыши, собирают статистику о своих посетителях, в конце концов, т.е. формально соответствуют требованию об обработке сведений о пользователях. Ведь сложно себе представить, что розыгрыш какой-нибудь футболки с принтом возможен без обработки данных об участниках, хотя бы о победителях. В конце концов, нужен адрес, на который автор канала будет отправлять приз.
Лидеры мнений не только в Ютуб, но и на других площадках точно также формально подпадают под действие закона. Поэтому более правильным было бы называть данный закон не «законом о приземлении IT-гигантов», а «законом о приземлении лидеров мнений».
Принуждение регулятора не заставит себя ждать, и может сопровождаться такими уже отработанными мерами, как:
- запрет на распространение рекламы
- ограничение осуществления переводов денежных средств
- запрет на поисковую выдачу;
- полное или частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица
Помимо этого, есть вполне реальный риск получить от Роскомнадзора полную блокировку на территории РФ. А разбираться с этой жесткой мерой будет гораздо сложнее, нежели попытаться предотвратить ее.
----- Евгений Царев для PLATFORMA Media
Голосуйте за финалистов конкурса «Лучший юридический сайт» на сайте PLATFORMA