Эксперты об иске к клинике доктора Блюма: “Есть основания для возбуждения уголовного дела”

3 декабря 2018 год в Невском районном суде Санкт-Петербурга пройдут предварительные слушания по иску Марии Комиссаровой к ООО «НИИ физической реабилитации и новых реабилитационных технологий», владельцем которого является доктор Евгений Блюм.
Что думают эксперты по поводу перспектив иска?
Каковы претензии других пациентов к клинике?

Известная фристайлистка, член Олимпийской сборной по фристайлу в Сочи, судится с клиникой, в которой ей обещали полное восстановление после травмы позвоночника на Олимпиаде. 23-летняя спортсменка потратила на лечение 50 млн руб, но так и не начала ходить самостоятельно.
По мнению спортсменки, ей не была предоставлена достоверная информация о том, что услуги, оказанные ей по договору, не приведут и не могут привести к полному восстановлению после травмы, о чем доктор Блюм, как врач с большим опытом работы в сфере восстановительной медицины, не мог не знать.


Александр Саверский, глава «Лиги защитников пациентов»

“Это дело скорее из области потребительского права, нежели из медицинского.

Марии обещали вернуть здоровье (что для спортсмена архиважно), но этого не произошло. По закону о защите прав потребителя если результат достигнут не был, это как минимум является поводом для расторжения договора. Как максимум - для оплаты причинения морального вреда.

Есть основания думать, что изначально сделка была ничтожной. Насколько я понимаю, ни методика, примененная в данном случае, ни другие методики для лечения этого заболевания в России не были зарегистрированы на тот момент.

Думаю, ответчику придется доказывать в суде основания обещать Марии, что она сможет ходить, а также привести примеры из практики, когда пациенты с подобным диагнозам становились на ноги. Иначе это выглядит как мошенничество.

Для Марии это была кабальная сделка. Она не могла ее не заключить. Девушка оказалась в ситуации, когда все врачи от нее отказались, и только один вызвался ей помочь за большие деньги. По сути, это была навязанная услуга на недостоверной информации, которая повлекла за собой трату 50 млн рублей. И ответчик воспользовался тяжелым положением человека, чтобы получить деньги. Я вижу тут основания и для возбуждения уголовного дела”.

Ирина Фаст, адвокат

“Всегда вызывает большие вопросы тот факт, что в процессе “лечения” отсутствует профессиональное медицинское наблюдение и внешний контроль, включающее обследования с применением современных методов аппаратной диагностики для определения прогресса реабилитации. Сложно поверить, что в этом отсутствует умысел, ведь каждый дополнительный месяц нахождения пациента в клинике - это серьезный доход для самой клиники. Не выдерживает никакой критики также проведение реабилитационных мероприятий людьми, не имеющими специального образования.

Юридические нарушения, которые видны на поверхности в историях пациентов, находятся на стыке гражданского и уголовного права.

В настоящее время на рассмотрении Невского районного суда города Санкт-Петербурга находится гражданское дело по иску Марии Чаадаевой (Комиссаровой), за которым следит вся общественность. Возможно, где-то еще есть или будут дела других обманутых пациентов. Независимо от юридических особенностей, все эти истории объединяют общие признаки: обещание выздоровления за серьезные деньги и отсутствие результата”.

Евгений Ачкасов, профессор кафедры госпитальной хирургии № 1 Первого МГМУ имени Сеченова (комментарий для BFM)

«Когда дается такая безапелляционная гарантия успеха одним из докторов, когда все другие говорят о плохом реабилитационном прогнозе, стоит задуматься, имеет ли смысл в этой клинике лечиться. Очень сложно отказаться, если кто-то дает хотя бы один шанс. Не бывает какого-то чудодейственного метода, который нигде бы не существовал. Когда заявляется, что нигде никто не может делать, и только в нашей клинике существует один уникальный метод во всем мире, который дает чудо-результат, к этому надо относиться очень осторожно, скептически».

Валентин Игнатов (бывший пациент Блюма, имя и фамилия изменены)

“Я попал к Блюму с переломом позвоночника в грудном отделе. При знакомстве он сказал, что я “абсолютно восстанавливаемый”, вплоть до беговой дорожки. Но в Москве он меня не вытянет и надо переезжать в Испанию.

За 2,5 года ежедневных тренировок по 8 часов в Испании я потратил 1 млн евро. Это было состояние между небом и землей: когда после занятий сразу засыпаешь, а утром опять на тренировку. И так без выходных в течение года. Один день обходился мне в 1500 евро.

В итоге, когда я по собственной инициативе сделал МРТ, выяснилось, что состояние позвоночника ухудшилось - появились грыжи, переломы.

Блюм почти всем обещает полное восстановление. Со мной в зале занималась женщина, которая почти не ходила, никакой пользы она не получила. Возможно доктор когда-то помогал пациентам как остеопат. Но сейчас он явно переоценивает свои возможности”.

Александр Викторов (бывший клиент Блюма, имя и фамилия изменены)

“С Блюмом я познакомился на вечеринке одного из общих знакомых. В тот момент у меня была проблема с мениском коленного сустава. Поэтому когда меня пригласили приехать в клинику для ознакомления с методикой Блюма, я с удовольствием согласился.

Потратив довольно много времени на обсуждение с Блюмом его методики и осмотр сконструированных им тренажеров, я пришёл к выводу что ее основная идея во многом совпадает с той части йоги, которая называется асаны. И там, и здесь основной целью воздействия являются глубокие мышцы человека, которыми напрямую через сознание человек управлять не может. Основная разница состояла в том, что практикующий асаны человек сам принимает разные позы, чтобы сила земного притяжения заставляла работать его глубокие мышцы, а Блюм для этого использует тренажеры с внешней силой воздействия. Роль внешней силы выполнял другой человек.

Я прозанимался с Блюмом год. Всего было около 80 сеансов разбитых на серии по 10 .

Основной результат - ухудшение состояния (скачки артериального давления, тахикардия, головокружение, головные боли , приступы необоснованной тревоги, мушки перед глазами , слабость). Ухудшение было принципиальным - из вполне комфортного состояния, в котором максимальной проблемой были периодические неприятные ощущения в разных частях опорно-двигательной системы ,организм был переведён в состояние "жить не хочется". Очевидно на занятиях я получил микросмещение шейных позвонков, которое привело к появлению cиндрома позвоночной артерии. Первый приступ этого заболевания я почувствовал в середине одного из занятий последней серии.

По моему мнению, Блюм обладает определенным талантом врачевания на уровне интуитивного личного воздействия на организм человека. Он способен чувствовать проблемы и в отдельных случаях даже решать их через личное экстремальное разовое воздействие на мышцы человека. В частности таким образом он устранил мне боль в коленном суставе. Правда, она опять появилась после неправильных упражнений на его тренажере.

Блюм поставил свой опыт на промышленную основу, заменив машинами и операторами этих машин себя. А в результате появилось нечто, что оказалось не способно системно лечить, а скорее наоборот.

Источником вреда и недопустимых рисков являются следующие факторы:

1. Блюм не изучает особенности организма человека. Например он отказывается при назначении упражнений даже смотреть на результаты МРТ.

2. Воздействие на организм осуществляют абсолютно неквалифицированные сотрудники. Все работавшие со мной люди были гастарбайтерами из Украины и других частей бывшего СССР.

3. Отсутствие на тренажерах устройств, ограничивающих силу воздействия на человека. Механика некоторых устройств позволяет нанести человеку критические повреждения.

4. Практическое отсутствие возможности со стороны пациента самостоятельно контролировать силу и правильность воздействия, так как это воздействие осуществляет оператор и психологически человек надеется на его квалификацию. Ведь очень трудно предположить отсутствие квалификации после того, как заплатил более 300 евро за один сеанс.

5. Полное отсутствие врачебного контроля во время занятий. Кроме Блюма других врачей нет. На мой вопрос почему, Блюм ответил, что не хочет плодить конкурентов. Когда мне стало плохо, Блюм подошёл к нам первый раз только на пятый день и сказал, что все мы делаем неправильно.

Предполагаю, что в клинике нарушается один из главных врачебных принципов "не навреди".

------ Подготовлено PlATFORMA team

Есть интересное дело, кейс или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru






Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.