Право редко ассоциируется с предпринимательством. Юристы осторожны, сосредоточены на прецедентах, сдерживании рисков и, как правило, консервативны. Предприниматели - другая порода. Они рискуют, создают новые бизнес-модели, им требуются страсть, знания, постоянное совершенствование и доступ к капиталу.
Наступило время предпринимателям выйти в правовое пространство. Они используют спрос на доступ к юридическим услугам, создают эффективные продукты и услуги для юридического бизнеса. Они работают на стыке юридических и технологических ноу-хау. Им не нужна лицензия, им нужны знания и капитал.
Мы вступаем в золотой век юристов-предпринимателей. Почему это происходит и что предвещает для будущего профессии и отрасли?
Юридическая карьера всегда считалась безопасной
Юридическая лицензия в свое время была пропуском к финансово стабильной, безопасной, социально респектабельной карьере. Юридическое образование обычно обеспечивало устойчивую отдачу от инвестиций на протяжении всей карьеры, хотя и без остаточного капитала после выхода на пенсию. Идеальным вариантом было получить партнерство в крупной компании, и те, кто не мог этого добиться, обычно открывали небольшие частные фирмы.
Юристы контролировали все аспекты рынка - образование, лицензирование, практику и этические стандарты. Саморегулирование гарантировало, что "не юристы" (без лицензии) не могут владеть, инвестировать или участвовать в юридической практике. Юристы диктовали условия взаимодействия с клиентами и поддерживали иллюзию, что только они способны решать юридические бизнес-задачи.
Юристы создали особый язык, процедуры и культуру, чтобы дифференцировать себя от остальной части общества. Это поддерживало мировоззрение "юриста/"не юриста, и миф об исключительности адвокатов.
Конкуренция между юридическими фирмами была в целом дружественной, у каждой фирмы были свои клиентские отношения. Иногда они даже обменивались между собой клиентами.
Стив Кумбл, Джоэл Хаятт и Стив Брилл были первыми юристами-предпринимателями, которые преобразовали юридическую практику в юридическую индустрию и создали модель, которая работает по сей день.
Первые предприниматели в юриспруденции
Стив Кумбл был создателем Finley Kumble (FK), которая в течение десятилетия стала одной из самых громких и мощных фирм в стране.
Кумбл агрессивно атаковал степенный юридический истеблишмент. FK предложила высокопоставленным политикам потрясающие компенсационные пакеты, многие из которых гарантировали им защиту почти в любых ситуациях. Фирма росла с удивительной скоростью, географическим охватом и освещением в СМИ.
Кумбл обеспечил крупные кредитные средства от банков и клиентов фирмы, и приступил к реализации стратегии по привлечению клиентов из самых разных отраслей. Кумбл был первым, кто призвал партнеров фирмы выставлять напоказ свой финансовый успех. Он привил атмосферу «ешь, что убиваешь». Финли Кумбл, возможно, лучше всего помнят за его впечатляющее банкротство, но истинное наследие фирмы - это культура, модель компенсации и безжалостная конкурентоспособность, которые она создала и которые сегодня свойственны большинству юридических фирм.
Стив Брилл, основатель The American Lawyer, сосредоточился на экономике юридической практики. Его ежегодный обзор финансов юридических фирм "AmLaw 200" стал переломным в переходе права от практики к крупному бизнесу. Брилл сделал показатель «прибыль на партнера» (PPP) святым Граалем юридических показателей.
Джоэл Хаятт, основатель одноименной компании Hyatt Legal Services, впервые предложил недорогую юридическую услугу миллионам бесправных американцев со средним и низким уровнем дохода. Позже он основал компанию Hyatt Legal Plans, которая стала крупнейшим в стране поставщиком юридических услуг, спонсируемых работодателями, впервые предложив концепцию юридических услуг в качестве дополнительного преимущества. Хаятт отлично понимал экономику масштаба, а также различие между юридической практикой и бизнесом.
Трудовой арбитраж и технологии
Вторая волна юристов-предпринимателей появилась на рубеже тысячелетий. Юридические кадровые компании стали еще одной формой трудового арбитража, позволяя фирмам использовать таланты по мере необходимости и с красивой наценкой, а не с фиксированной стоимостью.
Следующим шагом, предпринятым юристами-предпринимателями, стало инвестирование в технологии, которые позволили снизить огромные затраты. Дэвид Перла, его коллеги из Pangea3, Дэн Рид из UnitedLex и несколько других построили ранние альтернативы юридической фирмы, которые объединили технологии, деловую хватку и трудовой арбитраж для снижения затрат.
Перла и Рид создали корпоративные структуры и экономические модели, которые вознаграждают эффективность/результаты, а не часы/процесс. Pangea3 заработала более 12,5 млн долларов, включая инвестиции в C-раунд от Sequoia Capital, для покупки Thomson Reuters. На то, чтобы собрать средства на столько массивную сделку, потребовалось шесть лет. Рид также привлек инвестиционный капитал для создания UnitedLex, превратив его в парадигму современной юридической компании.
Золотой век юриста-предпринимателя
Финансовый кризис, технический прогресс и глобализация создали климат, благоприятствующий юристам-предпринимателям.
Финансовый кризис и его последствия навсегда изменили динамику купли-продажи товаров и услуг, включая право. Технологические достижения, облачные вычисления, смартфоны, социальные сети, искусственный интеллект и другие приложения изменили образ жизни и работы людей. Прозрачность, точность прогнозов данных показателей, взаимодействие человека и машины ускорили рост юридических компаний.
Глобализация создала проблемы и возможности для бизнеса, которые не могут решить одни только юридические эксперты. Корпоративные юристы должны ориентироваться в сложной сети часто противоречивых правил и нового массива экзистенциальных корпоративных угроз (кибербезопасности, защите данных и влиянии социальных сетей). Это требует дифференцированного опыта в области права, технологий и бизнеса.
Предприниматели отвечают на этот вызов.
Burford Capital, LegalZoom и Dentons входят в растущий список предпринимательских юридических компаний, которые преобразуют рынок. Эти бизнесы построены на фундаменте, заложенном ранее предпринимателями-юристами.
Burford Capital финансирует судебные процессы. Компания предлагает широкий спектр юридических и судебных финансовых решений для юристов и клиентов, занимающихся судебными разбирательствами и арбитражем. Фирма была основана в 2009 году и имеет рыночную капитализацию почти $4.5 млрд. Общий объем инвестиционного портфеля обязательств составил $2.4 млрд по состоянию на конец 2017 года. Burford Capital тихо трансформирует правовую экономику, используя судебное инвестирование.
Dentons, основанную в 2013 году, можно справедливо назвать первым юридическим конгломератом. Это не только крупнейшая в мире юридическая фирма по численности персонала, но и инкубатор юридических технологий. Dentons создала портфель юридических услуг, используя опыт, географию, технологии, предпринимательское видение, капитал и бренд.
LegalZoom революционизировала подход к розничным юридическим услугам. Мало того, что это имя нарицательное, компания уже обслужила более 5 млн клиентов, включая более 1 млн малых и средних предприятий. LZ развернула значительный инвестиционный капитал для создания платформы самопомощи с собственными адвокатами, что упрощает доступ к юридическим услугам и делает их более доступным, чем традиционные модели небольших фирм. Рейтинг удовлетворенности клиентов компании значительно выше, чем у элитных юридических фирм.
Выводы – что это значит?
У правовой отрасли все еще есть несколько проблем, включая проблему распределения, кризис доступа к правосудию и высокую степень неудовлетворенности потребителей. Юристы-предприниматели обходят устаревшие правила, чтобы ответить на эти вызовы. Они используют капитал, технологии, юридические знания для предоставления юридических услуг розничным и корпоративным потребителям. Юридическая экспертиза больше не является синонимом юридической деятельности; она является компонентом, который используется в новых бизнес-и экономических моделях.
Адвокаты не смогли удовлетворить потребности клиентов. Новые потребители делают ставку на юристов-предпринимателей.
--- Translated by PLATFORMA-Team
Можете вести постоянную колонку на актуальную для юридического рынка тему? Есть интересное дело, кейс или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru