Теперь можете осмотреться. Если вы дали соцсети доступ к своей записной книжке, то она предложит зафолловить знакомые контакты из нее. Если еще не знакомы с Пэрис Хилтон или Биллом Гейтсом, то можете найти их через поиск. Убедитесь, что аккаунт настоящий, об этом скажут тысячи фолловеров, среди которых будут известные личности. Например, основателя Microsoft я так и не нашел — видимо, он «слишком стар для всего этого». А может, наоборот, пилит свою голосовую соцсеть с обертонами и спецэффектами.
Вам будут предлагаться «комнаты» — виртуальные помещения, где будут выступать люди, на которых вы подписаны. Либо вы можете завести свою комнату и разместить ссылку на нее в традиционных соцсетях (ну как еще назвать Instagram и Twitter?), чтобы пригласить туда знакомых с аккаунтом в Clubhouse.
Одна из русскоязычных комнат в ClubHouse
В комнатах у пользователей есть всего три роли: создавший комнату (основатель) становится модератором, остальные пользователи — слушателями. Основатель комнаты решает, нужно ли кого-то еще из пользователей назначить на эту должность. Пользователь, который хочет высказаться, жмет значок «Поднять руку», а модераторы решают, кому дать слово, или сами предлагают высказаться определенному пользователю и превращают его в «спикера». Все. Никаких слайдов, спецэффектов, даже записи нет. Зато пока все бесплатно.
Возможно, мне повезло, но за неделю в Clubhouse мне не встречались комнаты, где стоит гвалт, обычно модераторы хорошо переключают спикеров. Впрочем, если вам не понравится, можете нажать кнопку «тихонько покинуть».
Все, в нескольких абзацах описана вся механика приложения, оцененного $1 млрд. Как такое произошло?
Практически одновременно с последним раундом инвестиций в соцсети начался просто звездопад — в ней зарегистрировались топовые фигуры из технологической индустрии, искусства, венчура
Механика с инвайтами повышала привлекательность сервиса, а первоначальное распространение в среде технологических гиков долины создало пусть небольшое, но активное ядро аудитории.
Почему многие пользователи ненавидят голосовые сообщения, но с удовольствием ломятся в Clubhouse? При использовании сервиса становится понятно, что сравнение некорректное. Мария Глазкова, PR-партнер в фонде The Untitled Ventures, также пришла в сервис за пару недель до его популярности среди более широкой аудитории. Она вспоминает, что услышала о Clubhouse в декабре 2020 года, но тогда отнеслась к нему с предубеждением: «Голосовые сообщения, что?! Но потом попался чей-то пост про дискуссионную панель, и я решила послушать. Только в процессе поняла, что можно «поднять руку» и пообщаться со спикерами — я постеснялась. Но сейчас мне нравится, я много слушаю про венчур — это такая нескончаемая глобальная конференция». Глазкова считает, что рост рынка EdTech и, конечно, пандемия очень помогли росту Clubhouse, но в нем есть что-то полезное: «Если завтра вернулся бы мир офлайн, то ажиотаж сильно бы поутих, сейчас там все выступят, выскажут все, что накопилось за локдаун, и успокоятся. Но как PR-инструмент в пандемию Clubhouse потрясающе подходит».
Взлету Clubhouse помогла пандемия коронавируса. Он стал хорошей альтернативой онлайн-конференциям.
Александр Горный, сооснователь United Investors, также зарегистрировался в сервисе в конце января, за пару дней до того, как он стал известен в России. Он объясняет, что «работа обязывает следить за модой». Но и после пары недель в сервисе он не разочаровался в нем: «У сервиса есть не микроскопический шанс стать новой большой соцсетью, и тогда капитализация станет совсем другой. Шанс — не гарантия, но заплатить за этот шанс по оценке в миллиард [долларов] вполне справедливо». При этом он считает, что присутствие заметных фигур из мира IT и венчура в этой соцсети со временем сократится «почти неизбежно», а вот популярность среди обычных людей может сохраниться. И при аудитории в сотню миллионов монетизация возникнет неизбежно.
Наши наблюдения подтверждают мнение экспертов, что ядром являются представители IT и венчурной области. Причем закономерность сохраняется и в русскоязычных сообществах. Одна из самых больших русскоязычных групп — The Dacha, в ней состоит 2100 человек. Основной темой заявлены стартапы и знакомства. Нельзя сказать, что туда уже зашли все российские инвесторы и айтишники, но их представительство среди подписавшихся заметное. Кроме того, эта группа имеет расписание, в котором каждый день размечено несколько передач по темам — от венчурных до сложностей родительства в разных странах.
Евгений Кузнецов, амбассадор SingularityU в России, гендиректор инвестфонда «Орбита капитал партнерз», также оценил Clubhouse за новые возможности общения в пандемию и отметил его конкурентное преимущество: «Он привлек внимание, потому что в нем начало складываться очень хорошее комьюнити. Все венчурные инвесторы и айтишники очень нуждаются в нетворке. На этом был основан взлет Zoom, который обеспечил перевод нашего общения в онлайн. Но очень важно удобство и простота сервиса, [которое есть у Clubhouse] в отличие от зума».
В конце января сервис рассказал свои планы на 2021 год. В первую очередь это выпуск версии для Android, чтобы большее количество пользователей имело доступ к приложению. Также это задачи по локализации и добавлению функций, которые упростят использование сервиса всем потребителям. При этом компания обещает увеличить количество серверов и вложиться в свои технологии и инфраструктуру, чтобы сервис не расстраивал пользователей ошибками и недоступностью. Третья цель — безопасность и соблюдение прав человека. Содержание разговоров в комнатах Clubhouse волнует не только китайское правительство — сервис обещает улучшить инструменты по распознаванию и предотвращению злостных выходок. Так, в сентябре 2020 года в соцсети были замечены антисемитские речи. Соцсеть будет бороться с этим, увеличит возможности модераторов и даже разработает для них учебные пособия. Конечно, нам обещают, что алгоритмы научатся лучше подбирать людей, комнаты и тому подобное, рекомендуемые пользователю. Наконец, сбываются прогнозы экспертов, будут разработаны инструменты для поддержки творчества — авторы передач смогут получать переводы с чаевыми, оплатой билетов и подписок. Кроме того, для них будет запущена программа грантов.
Хотя Clubhouse и имеет миллиардную оценку, пока автор не встречал ни одного бизнеса, созданного по следам бесед в нем, или хотя бы эффективной рекламной компании. Понятно, что с момента массового привлечения пользователей прошло всего ничего, но не зря большинство экспертов отмечают, что многие участвуют в процессе «на всякий случай». Пожалуй, это не повод, чтобы упустить свой шанс и не попробовать. К тому же и о неудаче никто не узнает: все, что было в Clubhouse, остается в нем же
------ Esquire
Голосуйте за PLATFORMA в конкурсе Headliner года!