Почти три года Елена Гращенкова потратила на разбирательство с агрегатором. За это время из event-агента она успела превратиться в правозащитника в сфере легкового такси. В 2016-м во время командировки в Санкт-Петербург женщина попала в серьезное ДТП: на скорости 70 км/ч водитель, по ее словам, «со стеклянными глазами» протаранил сразу три препятствия — бордюр, дерево и фонарный столб. В результате аварии пассажирка получила многочисленные травмы, ее реабилитация длилась несколько месяцев — все это время она не могла работать.
Изначально Гращенкова требовала от «Яндекс. Такси» 60 млн руб., из них 59 млн руб. — за моральный ущерб. Однако суд постановил выплатить пострадавшей всего 300 тыс. руб. Тем не менее, оспаривать решение она не будет, сообщила истица: «У меня от процесса осталось двоякое чувство, потому что итоговое решение удовлетворяет меня по смыслу, ведь "Яндекс. Такси" впервые был признан ответственным за жизнь и здоровье пассажира.
Но что касается сумм, которые суд взыскал, то тут я не до конца согласна.Тем не менее, я не буду идти в вышестоящие инстанции. На этой стадии я "Яндекс. Такси", можно сказать, отпущу».
В прошлом году Тушинский суд взыскал в пользу Гращенковой 500 тыс. руб. со страховой компании, однако признавать ответчиком компанию «Яндекс. Такси» он тогда отказался. Решение Мосгорсуда по этому делу может изменить весь рынок, отметил глава Гильдии такси Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко: «Мы оцениваем это как очень серьезный сигнал рынку. На моей памяти — а я достаточно давно занимаюсь таксомоторной деятельностью, — такого еще никогда не было, чтобы агрегатора, по сути, признали участником таксомоторного рынка и присудили ему выплачивать какую-то сумму. Здесь дело не в ее размере, а в самом факте. Теперь вслед за этим решением могут появиться, например, новые законодательные акты. В таком случае должны быть определены правила игры агрегаторов».
Решение Мосгорсуда по этому делу может изменить весь рынок,
Прецедентное решение суда позволит пассажирам такси чувствовать себя более защищенными
Между тем, Госдума уже одобрила в первом чтении законопроект, который определяет роль агрегаторов в перевозках. Этот документ, по сути, узаконит претензии пассажиров к такого рода компаниям, сообщил президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: «Есть законопроект, который называется "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобильным такси", в котором впервые прописана достаточно серьезная ответственность агрегаторов. Раньше они были вне правового поля. В этом документе прописано два очень серьезных наказания за нарушения. Так, если агрегатор передал заказ лицу, у которого нет официального разрешения на таксомоторные перевозки, то его ждет штраф в несколько сотен тысяч рублей. Если же в результате такого нарушения произошел страховой случай, тогда агрегатор и перевозчик несут субсидиарную ответственность за жизнь, здоровье и ущерб этому пассажиру».
По словам экспертов, прецедентное решение суда позволит пассажирам такси чувствовать себя более защищенными. На днях о страховании клиентов объявила компания Gett. Теперь подобного же решения игроки рынка ждут от «Ситимобил».
---- Коммерсантъ FM
Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.