Мария Семенова, к.э.н., АССА

А это действительно так важно?
Да, действительно, поверьте. Недостаточное и (или) неконструктивное взаимодействие между юристом и главным бухгалтером в процессе согласования условий хозяйственных договоров традиционно приводило и приводит к ряду налоговых рисков: от необходимости излишнего начисления НДС до утраты права на налоговые вычеты в части понесенных расходов.
Однако если раньше такие последствия не были катастрофическими и чаще всего не приводили к существенным налоговым доначислениям, то в последнее время ситуация кардинально изменилась. Налоговые органы стали анализировать экономическую природу хозяйственных операций, не ограничиваясь изучением положений хозяйственных договоров и первичных документов, которыми они оформлены.
Это связано в том числе и с принятием ст. 54.1 НК РФ, согласно которой не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения. Несоответствие юридической формы и экономического содержания может привести к утрате компанией права на все налоговые вычеты в отношении соответствующей хозяйственной операции.
Взаимодействие юриста и главного бухгалтера при согласовании положений договоров с контрагентами - необходимое условие обеспечения соответствия налоговому законодательству. Области налоговых рисков проще выявить и устранить при определении условий договора, чем в случае предъявления претензий налоговым органом. Иначе говоря, лучшие результаты получают те компании, которые вместо «лечения» налоговых рисков занимается их профилактикой.
Итак, как организовать взаимодействие?
Устанавливаем правила игры
В зависимости от внутренней культуры компании взаимодействие между юристом и главным бухгалтером может быть неформальным или строго регламентированным. Однако в любом случае оба специалиста должны понимать области ответственности друг друга и формат взаимодействия.
В частности, «зеленый свет» по налоговым вопросам при заключении договора должен давать главный бухгалтер или налоговый менеджер компании, а в некоторых ситуациях – привлеченный налоговый консультант. Сложность налоговых последствий договора может быть неочевидна для юриста, поэтому договоритесь с главным бухгалтером, что он сам выявляет сложные ситуации и при необходимости инициирует привлечение либо внутреннего специалиста с достаточной квалификацией, либо внешнего налогового консультанта.
Ведение бухгалтерского и налогового учета – цикличный процесс, поэтому в период пиковых загрузок получить обратную связь от коллег может быть непросто. Решением, которое устроит всех, может стать привлечение стороннего налогового консультанта на ревью договоров в периоды пиковой нагрузки главного бухгалтера. Например, можно заранее согласовать аутсорсинг налогового ревью договоров на время подготовки к сдаче годовой финансовой отчетности.
Отдельного внимания заслуживает взаимодействие с главным бухгалтером при составлении договоров между компаниями группы. Несмотря на то, что они очевидно не являются областью повышенного внимания юриста, их нерыночные условия и (или) недостаточная детализация могут привести к существенным налоговым рискам. Наличие надлежащим образом оформленного и действующего внутригруппового договора - основа для определения и обоснования трансфертных цен. Более того, для достижения благоприятных налоговых последствий прописанные на бумаге условия должны реально выполняться или оперативно изменяться сторонами. Учитывая, что для бизнес-подразделений положения внутригрупповых договоров не являются критически важными, договоритесь с главным бухгалтером, что контроль за основными параметрами внутригрупповых договоров является зоной его ответственности.
Процесс – наше все
Чтобы оптимизировать процесс взаимодействия с главным бухгалтером, можно ограничиться обсуждением первоначального и пред-финального проекта договора. При этом именно юрист может выстроить коммуникации таким образом, чтобы взаимодействие было наиболее комфортным для сторон. Для этого можно посоветовать следующее:
1. Берите инициативу в свои руки, выступайте как менеджер проекта: постарайтесь сформулировать техническое задание (обозначить области, где вам нужна экспертиза) и установите дедлайн для предоставления комментариев.
2. Обязательно обсудите суть сделки с главным бухгалтером до того, как подготовка договора выйдет на финишную прямую.
3. Не давайте на ревью главному бухгалтеру документ, в отношении которого ожидаются кардинальные изменения с точки зрения предмета договора и его основных условий: берегите его время и нервы.
4. Чтобы избежать упущений, оперативно информируйте главного бухгалтера о существенных изменениях предмета и (или) иных условий договора, попросите сделать ревью финального проекта договора до его подписания.
Как показывает практика, если один раз инвестировать время и выстроить процесс, то можно существенно уменьшить число конфликтов и разногласий, а также не тратить время на непродуктивные обсуждения.
Преимущества эффективного сотрудничества
Какие преимущества можно получить, организовав эффективное взаимодействие юриста и главного бухгалтера при согласовании договоров?
Во-первых, управление налоговыми рисками компании перейдет из режима «тушения пожара» в виду предстоящей налоговой проверки или по ее результатам в режим профилактики.
Во-вторых, компания сможет избежать налоговых рисков, которые «не лечатся» путем внесения изменений в хозяйственные договоры «задним числом», например, если договоры уже исполнены контрагентом, и он не готов корректировать выставленные первичные документы или счета-фактуры.
В-третьих, компания может извлечь больше пользы из привлечения сторонних налоговых консультантов, работая с ними на стадии планирования сделок, когда их рекомендации могут быть положены в основу договорных условий, а не в «тупиковых» ситуациях, когда изменить налоговую позицию компании уже невозможно, и налоговый консультант может лишь констатировать наличие рисков и сделать их оценку.
И, наконец, выстраивание процесса коммуникации позволяет существенно сэкономить время всех специалистов и минимизировать количество итераций при подготовке и согласовании проекта договора, в полной мере защищающего интересы компании.
Что финансовые директора думают об управлении судебными издержками и рисками? Читайте в статье PLATFORMA Media
------ Мария Семенова для PLATFORMA Media
Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.