Максим Лапин об эволюции финансистов в компании

О фундаментальных изменениях финансовой функции и учета в компаниях рассказал Максим  Лапин, член правления, финансовый директор ПАО «Московская Биржа».

Если кто-то из коллег говорит фразу, что: «А зачем улучшать, уже все сделано хорошо, все работает, не надо трогать», то это сразу означает, что здесь будут обходить с фланга. 

Я рассмотрел эволюцию финансовой функции и учета в компаниях. Получается, мы прошли через несколько революций с фундаментальными изменениями.

Первая половина девяностых. Учет бумажный. Компьютеры еще не пришли в бухгалтерию. Появляется 1С, но это еще не стандарт. Финансовая функция ограничена задачами бухучета и расчетов. Профессии финансового директора не существует.

Вторая половина девяностых. Компьютеризация учета становится обыденным явлением. Бумажные главные книги уходят в прошлое. 1С распространяется. Часть крупных предприятий сидят на альтернативах прото ERP типа BAAN. Профессия финдира появляется.

Первая половина нулевых. 1С повсеместный. Бухгалтерия у всех на компьютерах. Кто не может работать на компьютерах — выходит из профессии. Финансовые директора являются стандартом. Функционал расширяется на автоматизированное казначейство и бюджетное планирование.

Вторая половина нулевых. Вопрос уже не в 1С, а в том, что часть прогрессивных компаний уже занимаются централизацией бухгалтерий и финансовых функций в общие центры обслуживания. Этот процесс считается визионерским. Накатываются ERP. Внутренний документооборот становится электронным с ЭЦП.

Первая половина десятых. ОЦО / ЕЦО / ЦОБ становится стандартом. Появляется электронный внешний документооборот с ЭЦП. От финансовой вертикали стандартные ожидания уже в оптимизации бизнеса, управлении капиталом, снижении затрат и долгосрочном планировании, а также в стратегии. ERP есть у всех.

Вторая половина десятых. Уже есть примеры перевода контрагентов на полный безбумажный оборот. Вместо автоматизации говорят про роботизацию, когда контроллинг делается алгоритмами, а RPA роботы забивают первичку в систему. Функционалы финансовых блоков включают полдесятка разных тем, от закупок и стратмаркетинга до ИТ и управления эффективностью.

То есть скорость изменений такова, что за пять лет ландшафт просто обновляется. Как только приостанавливаешься, как окружение уже убежало вперед. Получается, что делать свой функционал как есть — означает просто устаревание и вылет из профессии. Нужно постоянно совершенствовать.

Первая половина двадцатых. Роботы будут везде и у всех: от проводок и контролей до казначейства и отчетности. Гибкое моделирование / планирование со скользящим горизонтом и оптимизационные решения будут у большинства. Безбумажный оборот первичкой станет стандартом. Налоговый мониторинг будет у всех компаний страны, которые упоминаются в топ-рейтингах разных журналов и сайтов. Обмен бумажной первичкой будет признаком динозавров. Финансовая вертикаль в половине компаний будет неотделима от ИТ.

Ко мне приходят на собеседование кандидаты и говорят, что они вовсю работают в питоне. А те, кому больше тридцати, те говорят, что учат питон. Я смотрю и понимаю, что работа с большими массивами данных, выжимание из них эффекта для бизнеса — это тот навык, который требуется уже сейчас. Просто раньше кубы данных вертелись и превращались в отчеты. Сейчас же нужны не отчеты, сейчас нужны уже банальные решения, когда из многомерного куба данных выдернуты правильные выводы и рекомендации к реализации.

----  блог Макса Лапина

Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.



Мы пишем о стартапах, Legal Tech, новых моделях заработка, неординарных героях со всего мира и технологиях роста. Ежедневно мы публикуем важнейшие новости, мнения, обзоры и аналитику.

Почта доверия для инсайдов (ничего не будет опубликовано без вашего согласия): secret@platforma-online.ru.

Контакты редакции

Нина Данилина, PR-отдел

Елена Селина, реклама