Войти Регистрация
Кто заимствует идеи стартапов?

В погоне за инновациями технологические и даже промышленные  компании обзавелись собственными акселераторами и конкурсами инновационных проектов. Организаторы таких соревнований признаются в кулуарах, что нередко устраивают их, чтобы найти и использовать чужую идею. Что же делать стартапам в случаях, когда бизнес-ангелы оказываются бизнес-дьяволами, собирающими интересные идеи, чтобы перепродать или самим реализовать по сути чужой проект?

В 2017 году украинский стартапер Владимир Князев подал заявку на конкурс стартапов  с описанием идеи, бизнес-модели и стратегии развития, но не прошел отбор. А через месяц увидел, что близкий к инкубатору человек развивает проект с похожей идеей. Стартапер обвинил инкубатор в воровстве. С похожей проблемой столкнулась его соотечественница основательница школы робототехники IntRobots Мария Прокофьева, обвинившая бизнес-акселератор в воровстве идей и клиентов акселератор, создавший собственную школу робототехники.

Не удивительно, что при таком подходе мировая практика по интеллектуальным спорам довольно обширна. Не редки ситуации, когда конкурсные идеи заимствуют не сами корпорации, а конкуренты.

Одним из примеров недобросовестного поведения стала история судебного процесса  за авторство идеи автомобильного сиденья для маленьких детей. Автокресло компании Maxi-Cosi победило в одном из конкурсов на звание лучшего сиденья для малышей, но вместе с поздравлениями в офис организации пришла повестка в суд. Выяснилось, что норвежская компания HTS BeSafe, показавшая на этом конкурсе худший, чем Maxi-Cosi результат, подала в суд на победителя, обвинив его в воровстве идеи натяжения ремней детских кресел. В итоге суд встал на сторону HTS BeSafe, а кресла Maxi-Cosi, в которых используется новая система натяжения ремней, подпали под запрет на продажу в Германии и Норвегии.

Ведущий британский производитель смазочных материалов Castrol также уже много лет скаутит технологии в соответствии со своей стратегией развития до 2020 года. Впервые они вышли на «охоту» в 2012 году, а затем объединились с Ford, чтобы искать новые технологические разработки вместе.

Команда разработчиков запустила Медиа-Гид по Алтаю «Altai at Hand» («Алтай на ладони») – сайт с информацией для туристов. Основатели впервые публично заявили о своем сервисе в 2011 году, заняв второе место на конференции молодых ученых Барнаула, а затем представляли проект еще на нескольких конференциях, в том числе с демонстрацией версии готового сайта. По их словам, вскоре после одной из презентаций на рынке появился аналогичный сайт, который также оказался путеводителем по Алтаю с теми же идеями и подачей.  

Конечно, есть и обратные кейсы, когда в суд обращаются не стартапы, а инвесторы. В 2017 году со-основатель одного из первых российских интернет-провайдеров «Ситилайн» Георгий Шуппе подал в американский суд на братьев Либерман (проект Sibilant Interactive), заявив, что они не выполнили свои обязательства по возврату инвестиций в разработчиков компьютерных игр. Точная сумма вложений не называется, но источники говорят о $10 млн.

Что же делать?

К сожалению, идеи не защищены законом (патенты на идеи не выдают): запатентовать можно только технологию или прототип, но не уникальную идею.

В общемировой практике всегда кто-то использует придуманное другими. Многие российские проекты — кальки с уже известных западных проектов. Но не судиться же Gett c Яндекс.Такси или Amazon с Озоном.

Выиграй с PLATFORMA в суде!   

Если у вас есть перспективный иск, но нет денег на оплату услуг адвоката и судебных расходов, профинансируйте свое дело  с помощью PLATFORMA и получите преимущества (от гарантии оплаты услуг до PR-сопровождения процесса).

Стартапам стоит помнить, что у всех проектов в процессе запуска возрастают риски потерять авторство идеи. Если пока у вас есть только незавершенная идея, то недобросовестные инвесторы вряд ли могут ее перенять, но скопировать бизнес-модель им вполне по силам. Если прототип или «сырой» продукт запущен на рынок, то инвесторы вполне могут протестировать его и запустить аналогичный. В этом случае остается только максимально ускорять работу и выпуск окончательной версии, чтобы не потерять пальму первенства.

Что мы можем посоветовать российским стартаперам?

1. Идея, не воплощенная в объективной форме, не является объектом интеллектуальной собственности

То есть если в кулуарах конференции или за деловым обедом вы поделитесь идеей, а кто-то другой воплотит ее в жизнь, претензию предъявить можно будет только себе. Идеи в качестве концепций не охраняются. Помните, Пушкин подарил идею «Мертвых душ» Гоголю? Готовы к подаркам – делитесь, нет – оформляйте идеи в качестве защищаемых объектов интеллектуальной собственности.

2. Для защиты бизнес- и научно-исследовательских идей можно воспользоваться правовым режимом объектов авторских прав, используя самый простой и дешевый способ доказательства вашего приоритета — отправить электронное письмо на свой электронный адрес. В итоге, если кто-то решит воспользоваться вашей идеей, у вас будет приоритет по времени возникновения права на интеллектуальную собственность. Этот способ больше подходит для защиты мультимедиа-контента и не сможет воспрепятствовать использованию бизнес-идеи конкурентами. Кроме того, он действует не бесконечно (при жизни автора и 70 лет после его смерти).

Для признания произведения объектом авторского права необходимо наличие творческого результата. Установлена презумпция наличия творческого вклада, пока не доказано иное. Таким образом, идеи (бизнес-идеи, научно-исследовательские идеи), представленные в объективной форме (например, в форме конкурсной заявки) будут предполагаться творческими. Однако этот способ не защит вас от творческой переработки ваших идей конкурентами.

Вы сможете доказать, что ваше право возникло раньше с помощью заявки на патент (товарный знак), однако этот способ потребует от вас вложения денежных средств для оплаты государственной пошлины. При этом, если вы хотите участвовать в публичных мероприятиях для привлечения инвестиций, стоит обратить внимание на данный способ защиты, так как оформленная заявка на патент/товарный знак будет доказательством в суде против неограниченного числа лиц, которые могут решить присвоить вашу идею.

3. Для защиты идеи можно воспользоваться соглашением о неразглашении (конфиденциальности). В документе должны быть прописаны условия раскрытия идеи, распределение ответственности, порядок использования информации. Важным условием является ограничение доступа к информации.

Исходя из опыта PLATFORMA в сфере судебных инвестиций, каждый пятый иск с привлечением судебных инвестиций - это спор, связанный с защитой прав интеллектуальной собственности

Минусами данного способа защиты являются: трудная применимость в условиях интернет-форумов, при большом количестве участников; у инвестора всегда есть возможность, формально не нарушая условия соглашения, реализовать идею с помощью третьих лиц, а привлечь таких лиц к ответственности для автора идеи крайне затруднительно; необходимость четкого формулирования предмета соглашения (т.е. сведений, которые не подлежат раскрытию).

4. Использование режима ноу- хау. Согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Можно выделить следующие основные признаки ноу-хау: действительная или потенциальная коммерческая ценность информации, неизвестность ее третьим лицам, введение режима коммерческой тайны.

Как получить?

Ввести режим коммерческой тайны в отношении данной информации (проставление грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации). Режим ноу-хау лучше всего подходит для охраны идей, которые могут быть в дальнейшем использованы на производстве. Однако при озвучивании идеи на форуме исключительное право на секрет производства может прекратиться, поскольку оно действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность (ст. 1467 ГК РФ). Способ доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Елена Янина, партнер юридического партнерства «Курсив», руководитель практики IT и медиа 

Чаще всего сейчас среди споров по интеллектуальным правам сегодня встречаются споры о правах на нейминг, название продукта. Стартап не проверяет название продукта, проекта, компании на предмет уникальности. В результате оказывается, что название зарегистрировано другой компанией в качестве товарного знака. Правообладатель товарного знака подает в суд на стартап.

Как же стартапу защитить свою идею?

Споры по правам на продукт как изобретение, полезную модель. промышленный образец, базу данных, программу для ЭВМ возникают на более позднем этапе развития стартапа. Часто, когда стартап стал известным и вышел на стабильные обороты.

В этот момент к "стартапу" могут предъявить требования о нарушении им прав. Либо сам стартап имеет достаточно ресурсов, в т.ч. юриста, чтобы инициировать суд с нарушителями его прав.


---- Платон Легальный для PLATFORMA Media


Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media

Мы пишем о стартапах, Legal Tech, новых моделях заработка, неординарных героях со всего мира и технологиях роста. Ежедневно мы публикуем важнейшие новости, мнения, обзоры и аналитику.

Почта доверия для инсайдов (ничего не будет опубликовано без вашего согласия): secret@platforma-online.ru.

Контакты редакции

Нина Данилина

+7 917-511-44-17