Юристу Марии Кутузовой удалось, на первый взгляд, невозможное: она отсудила у Тинькофф Банк украденные с карты денежные средства. Банк вернул клиенту Марии $4580 и 162 тыс руб. Этот кейс Мария представила на конкурс практикующих юристов “Лучшие по праву”, который проводится сервисом PLATFORMA совместно с газетой "Ведомости". Читайте подробности о судебном процессе на PLATFORMA Media.
К великому сожалению, ситуаций, когда с кредитных и дебетовых карт путем мошеннических действий пропадают деньги, все больше. С ростом цифровизации появился целый пласт преступлений, связанных с пластиковыми картами, приложениями, утечкой персональных данных.
В сентябре 2018 года ко мне обратилась хорошая знакомая и сокурсница по институту, также юрист, но работающая по другой специализации. С кредитной карты ее мужа украли около $4500.
Кража произошла при следующих обстоятельствах: в конце апреля 2018 года семья отправилась заниматься дайвингом. В один из дней, поднявшись на лодку, они обнаружили, что их телефоны перестали работать и выключены, что их сильно насторожило.
Включив телефон, глава семьи увидел сообщения, что утром, пока они с супругой ныряли, примерно каждые 2-3 минуты производились попытки списания денежных средств по картам на разные суммы, более 7 раз подряд.
Вернувшись в гостиницу после дайвинга, они увидели электронные письма от банка, общий смысл которых сводился к тому, что были заблокированы операции по дебетовой и кредитной картам Банка Тинькофф. Глава семьи сражу же позвонил в Россию и написал официальное письмо в Банк Тинькофф с просьбой отменить несанкционированные транзакции и заблокировать карты, так как согласия на совершение операций банку он не давал, электронные средства платежа не терял, третьим лицам не передавал.
Помимо этого, он также обратился в правоохранительные органы страны, в которой они отдыхали, с заявлением о совершении преступления. И в дальнейшем, данные документы были переведены и апостилированы в Российском консульстве.
По дебетовой карте операции были отменены. С кредитной карты деньги в размере $4580 долларов США были списаны банком.
Вернувшись в Россию, супруги обратились напрямую в Банк Тинькофф с заявлением вернуть деньги, но им отказали. Устно сотрудник банка пояснил, что операция по переводу денежных средств совершена с использованием самой карты и с применением корректного ПИН-кода, поэтому оснований для возврата денежных средств у банка не имеется! При этом сам банк подтверждающих доказательств не представил.
Семья вынуждена была погасить кредит, чтобы не копить проценты, и далее возникла перспектива судебного разбирательства.
Казалось бы, ситуация очевидная, отмену операции владелец карты произвел своевременно, доказательств представил достаточно, но банк почему-то занял такую вот странную позицию!
Несмотря на заявление о незаконности операции Банк все равно осуществил перечисление денежных средств, чем причинил убытки в размере 289 тыс рублей ($4580 долларов).
Честно, я думала, что мы разберемся за 1-2 заседания, но процесс растянулся больше чем на год! Семь заседаний по 4-5 часов ожидания перед каждым. За процесс мною было написано 2 жалобы на судью за затягивание процесса, дважды я была у Председателя суда также по этому вопросу.
Банк Тинькофф и его представители все 7 раз были надлежаще уведомлены. Одну из повесток я лично отвозила в так называемый офис банка, где спустя 40 минут ожидания вышел молодой человек без опознавательной принадлежности и взял определение суда, обязывающее банк явиться и предоставить позицию по делу.
Однако Банком Тинькофф так и не предоставил ни устных, ни письменных пояснений по делу.
И на 7-ом заседании нам неожиданно отказывают в полном объеме!
Просто нонсенс. У нас также были представлены доказательства, что владелец карты не мог использовать пин-код, так как место, где производилась операция по списанию денежных средств с карты находилось за 1200 км от того места, где отдыхала семья!
Моему возмущению не было предела, мотивировка судьи просто потрясла!
Безусловно, мы пошли в апелляцию, где состоялось еще 3 заседания.
Коллегия судей Мосгорсуда снова пыталась затребовать официальную позицию банка, однако, как и в первой инстанции, Банк Тинькофф проигнорировал все официальные уведомления суда.
В итоге, 14 октября 2019 года, спустя более одного года, было вынесено решение в нашу пользу, которым Банк Тинькофф обязали вернуть не только украденные с кредитной карты $4580, но и справедливый штраф в размере 152 тыс руб., а также компенсацию морального вреда 10 тыс руб.
Прием заявок на конкурс "Лучшие по праву" продлен до 1 февраля! Успевайте заявить о себе!
27 декабря 2019 года в деле поставлена окончательная точка, а мои клиенты получили свои деньги обратно.
Для меня важным дело оказалось по нескольким причинам,
- дело касалось моих друзей,
- ситуация однозначно несправедливая
- и более того, позиция банка нарушает установленные нормы закона!
Настрой был бороться до конца и идти в вышестоящие инстанции, если бы нам отказали в апелляции!
А для всех читателей я еще раз хочу сказать, как только вы обнаружили несанкционированные вами операции по списанию денежных средств, незамедлительно, в течении суток, обращайтесь в банк с заявлением об отмене! Только в этом случае банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа.
Мне, в свою очередь хочется, чтобы положительных решений в пользу людей в спорах с банками было больше, чтобы санкции за просрочку по кредитам были адекватными, чтобы сложилась практика снижения % с учетом жизненных обстоятельств, отлажена система выкупа долгов, да и вообще, чтобы каждый человек понимал, что нельзя опускать руки.
Дорога к справедливости бывает долгая и извилистая, но этот путь осилит идущий!
---- Мария Кутузова для PLATFORMA Media
Хотите рассказать свою историю успеха, заявить о себе на аудиторию в 40 тыс человек? Есть уникальный кейс по продвижению юридических услуг? Пишите нам на press@platforma-online.ru. Самые интересные истории будут опубликованы на PLATFORMA Media.