Напоминаем, что до 20 февраля 2019 года на сайте PLATFORMA проходит голосование за участников конкурса "Лучшие по праву".
— Виктория, расскажите, пожалуйста, о деле, которое вы представили на конкурс
— Спорами о детях в наше время уже никого не удивить. Всем известно, что эта-самая тяжелая категория дел не только для работы адвокатов в связи с накалом страстей, бурлящих между родителями, но и для судов, принимающих решение по делу на основании внутреннего убеждения и обстоятельств, большинство из которых имеют вовсе не юридический характер и лежат далеко за пределами правового регулирования (например, установление содержания интересов детей, доказывание фактов злоупотребления родительскими правами в условиях самостоятельности родителей в принятии решений по их воспитанию и равенства родительских прав и обязанностей).
На конкурс я представила спор родителей о месте проживания 4-х летнего мальчика. Наши оппоненты разработали достаточно классическую для этой категории дел стратегию: дождавшись удобного момента, забрали ребенка, предварительно подав иск о его месте жительства в суд, отказывались исполнять судебный акт о проживании мальчика с другим родителем на период рассмотрения спора, скрывая его место нахождения вплоть до того самого момента, пока наша сторона его сама не нашла (с даты условного «похищения» до даты воссоединения оставленного родителя и ребенка прошло около полутора лет).
Сильными сторонами подобной стратегии является 1) укрепление эмоциональной привязанности и формирование устойчивых семейных связей между ребенком и «родителем-похитителем», в связи с чем в результате рассмотрения дела суд не всегда соглашается вернуть ребенка оставленному родителю 2) на любые заявления оставленного родителя о розыске ребенка правоохранительные и иные компетентные органы отвечают отказом, поскольку, во-первых, ребенок находится с родителем, не лишенным родительских прав, а во-вторых, спор о воспитании ребенка носит гражданско-правовой характер и уже находится на рассмотрении суда.
Несмотря на это нам удалось не просто добиться вынесения судом определения о проживании ребенка с матерью на период рассмотрения дела, что само по себе редкость, поскольку сложилась устойчивая судебная практика в принятии подобных обеспечительных мер по принципу "оставить ребенка с тем родителем на период спора, с которым он фактически находится", но и объявить ребенка в международный розыск, благодаря которому он был найден в Уругвае.
— Какие сложности были в делах и как удалось выиграть?
— Когда мы нашли мальчика, мы столкнулись с тем, что международные механизмы возврата ребенка в нашем деле не работали, поскольку Конвенция 1980 года о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей не действует между Россией и Уругваем. Поэтому нам пришлось инициировать в Уругвае судебный процесс по возвращению ребенка в Россию, как незаконно перемещенного на территорию иностранного государства при наличии действующего судебного акта, согласно которому он должен жить в России с другим родителем.
В результате и суды в Уругвае, и впоследствии суды в России согласились с нашей правовой позицией по спору и услышали наши аргументы, удовлетворив заявленные нами требования, которые основывались на недопустимости создания родителю-«похитителю» условий для извлечения выгоды из его собственного злодеяния, на недопустимости легализации фактической ситуации, созданной неправомерным вывозом ребенка, и на недопустимости предоставления родителю-похитителю права выбирать себе новую судебную площадку для спора, который уже был разрешен в другой стране.
До 20 февраля 2019 года на сайте PLATFORMA проходит народное голосование за участников конкурса «Лучшие по праву». Результаты будут объявлены 21 февраля. Победителем станет участник, который наберет большее количество голосов.
— Трансграничные споры родителей о воспитании детей сами по себе уже не новость для отечественного правосудия. Вместе с тем, в таких делах важно не только получить желаемое решение суда, удовлетворяющее ожиданиям доверителя в наибольшей степени, но и исполнить его.
В настоящем деле мы смогли не просто найти ребенка, незаконно вывезенного родителем в другую страну, но и вернуть его в Россию тому родителю, с которым он должен был и в результате остался проживать.
Учитывая приведенные факты (длительное нахождение родителя-похитителя с ребенком, направленное на отчуждение эмоциональной привязанности между ним и оставленным родителем; отсутствие окончательного судебного акта, принятого по спору между родителями о месте жительства ребенка, и вступившего в законную силу; не применение Конвенции 1980 г. о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и некоторые другие), перед судами возникла серьезная проблема достижения справедливого баланса между существующими противоборствующими интересами - интересами ребенка, обоих родителей и общественного порядка. При анализе конфликта интересов в этом споре нам удалось убедить суд, что при вынесении решения необходимо исходить из презумпции быстрого возвращения ребенка «оставленному родителю», поскольку наилучшим интересам ребенка отвечает восстановление статус-кво, заключающегося в его немедленном возвращении в страну постоянного проживания.
В России, мы смогли доказать, что подобное поведение родителя, выразившееся в лишении ребенка постоянного места жительства, помещении его в незнакомую социальную, культурную, языковую среду, лишении его другого родителя, общения с ним и с другими родственниками, сокрытии его места нахождения не только от второго родителя, но и от уполномоченных органов Российской Федерации без учета его возрастных потребностей, интересов, и в нарушение всех вынесенных на территории Российской Федерации судебных актов, представляет собой ни что иное как злоупотребление родительскими правами и действие не в интересах ребенка.
В перспективе, хочется надеяться, что презумпция в пользу возвращения ребенка добросовестному (оставленному) родителю будет препятствовать описанному типу поведения и будет развивать всеобщий интерес в обеспечении уважения к принципу верховенства права и соблюдения интересов детей, исходя из которых и должны разрешаться споры об их воспитании.
В конкурсе "Лучшие по праву" участвуют больше 80 юристов со всей России. Голосуйте за Викторию по ссылке.
---- PLATFORMA team
Есть интересное дело, тема для обсуждения или новость? Пишите нам на press@platforma-online.ru