В начале июля пассажир рейса Москва — Анталья открыл аварийную дверь стоящего самолёта, и из-за этого сработал надувной трап. Авиакомпания «Россия», которая отвечала за рейс, заявила, что намерена судиться с «дебоширом».
Однако в том же 2018 году, спустя несколько месяцев, компания проиграла другое подобное дело и не смогла взыскать деньги с пассажира за курение. У «Победы» не было документов на датчики, поэтому компания не смогла доказать, что прибор сработал по вине пассажира. После этой истории компания не проиграла ни одного дела против курильщиков.
Подобные дела выигрывают и другие авиакомпании — «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии». Обычно ответчики заявляют, что необходимости в вынужденной посадке не было, но суд всё равно взыскивает указанную в иске сумму.
Подобные дела показывают, что при наличии прямых доказательств курения на борту самолёта пассажиру неминуемо придётся заплатить крупную сумму.
Подобный случай произошёл в 2016 году на рейсе Новосибирск — Владивосток. Пьяный гражданин пытался ударить проводника, который не дал пассажиру открыть аварийный выход. Мужчину арестовали на двое суток, и обязали его выплатить 150 000 рублей, чтобы возместить убытки авиакомпании «Аврора».
За дебош на борту россияне не только отделывались штрафами, но и получали реальные сроки. Самый резонансный случай произошёл в 2013 году. Российский бизнесмен Сергей Кабалов во время полёта в Египет избил бортпроводника и пытался угнать самолёт. Во время вынужденной посадки Кабалова скрутили и доставили в изолятор, где он провёл год в ожидании приговора суда. Судья расценил действия мужчины как попытку захватить воздушное средство. В итоге нарушителя отправили в колонию строго режима на 3,5 года.
В 2019 году произошёл ещё один резонансный случай. Пассажир самолёта, летевшего в Турцию, избил стюардессу. За это его поместили под стражу на 2 месяца.
Эти и другие случаи показывают, что при рассмотрении исков от авиакомпаний к дебоширам суд встаёт на сторону истца. По словам партнёра «Прецедент консалтинг» Евгении Завацкой, иски авиакомпаний к пассажирам встречаются редко, но суммы исчисляются миллионами.
«Много споров о взыскании с авиаперевозчиков связаны с нарушением прав пассажиров как потребителей. Пассажиры взыскивают компенсацию за утраченный багаж, убытки, связанные с приобретением новых авиабилетов (если рейс отменили или задержали, и пассажир не успел на следующий рейс), штрафы за задержку рейса и т.д. Суммы заявленных требований по таким спорам составляют от 3000 до 200 000», — рассказывает Евгения Завацкая.
В 2017 году авиакомпания «Победа»заставила пассажира Ивана Степанченко заплатить 1500 рублей за пакет, который был больше максимальной нормы ручной клади. Однако он решил пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство установило, что авиакомпания не вправе поступать так в данной ситуации, и выписало штраф 20 000 рублей. «Победа» попыталась оспорить дело, но суд лишь подтвердил правоту Роспотребнадзора.
В мае 2019 года пассажирка «Уральских Авиалиний» взыскала 80 000 рублей за утерянный багаж. Авиакомпания пыталась обжаловать решение, но суд оставил его без изменений.
Ваши права нарушены, но не хватает финансов для судебных тяжб? Добавьте дело на сайт PLATFORMA и найдите инвестора и юриста!
В 2017 году пассажирка взыскала с авиакомпании «Сибирь» 87 868 рублей за задержку, в результате которой она опоздала на стыковочный рейс. В 2021 году двум семьям удалось взыскать с авиакомпании 170 000 рублей за 18-часовую задержку.
Помимо исков по типичным случаям иногда судам приходится разбирать уникальные ситуации. В 2019 году пассажир авиакомпании «Ангара» отсудил компенсацию за начавшиеся после неудачной посадки кошмары. Из-за отказавшего двигателя самолёт Ан-24 жестко приземлился в аэропорту Нижневартовска. Пассажир разбил лицо, потерял зубы и травмировал ногу. Он подал к компании иск в размере 1 млн рублей. Суд удовлетворил иск, но частично — итоговая компенсация составила 300 000 рублей.
В том же 2019 году другой пассажир смог отсудить у авиакомпании UTair более 600 000 рублей, так как самолёт, на борту которого он находился, скатился в реку. В результате инцидента мужчина больше года провёл в инвалидной коляске, надеясь на выздоровление, но так и не смог встать с неё. Авиакомпания настаивала на том, что иск надо отклонить, так как пассажир остался жив и ничего страшного не произошло, но суд не рассмотрел апелляцию и взыскал 634 000 рублей в пользу истца.
Ирина Цветкова, адвокат, основатель сервиса PLATFORMA рассказывает: "По нашему опыту, у обычного человека есть шансы получить значительную компенсацию от авиакомпании в трёх случаях: если это коллективный иск, если привлечено судебное инвестирование (когда на сторону истца привлекается инвестор, который покрывает расходы на ведение дела в обмен на процент от компенсации, — прим. «Секрета») и если к освещению кейса подключены СМИ и общественность".
Адвокат Тимур Матвеев советует пассажирам не создавать проблем в полёте авиакомпании, так как ответственность за такие поступки значительная.
Подайте коллективный иск через PLATFORMA, если ваши права нарушены. Восстанавливайте свои права с помощью наших адвокатов и инвесторов.