Войти Регистрация
Как протестировать идею стартапа?
Продолжаем цикл публикаций о стартапах от Антона Пронина, директора Центра юридических технологий Фонда Сколково |LegalTech. В предыдущей колонке Антон рассказал о пяти основных ошибках стартаперов.
В этом материале - продолжение темы: как протестировать идею и защитить ее от копирования, с кем сотрудничать, как выбрать ментора.

Мозговой штурм

На первом этапе пригласите внешних экспертов, которым доверяете, объясните идею продукта и получите обратную связь. Велика вероятность, что отклики будут исключительно положительными. Не обольщайтесь. Обязательно посоветуйтесь с экспертами, которые регулярно критикуют новые продукты. В любой отрасли есть такие “вредные” товарищи, которые выскажут, что не так с продуктом и обязательно преувеличат его недостатки. На самом деле они очень полезны. Именно утрированная критика пригодится при тестировании идеи.

Краш-тест

Краш-тест – это мероприятие, в рамках которого стартап презентует идею экспертам и получает максимум вопросов. По сути, экспертам предстоит разрушить концепции стартапера, а стартаперу - отстоять проект.

Краш-тест  - неотъемлемая часть программы акселерации. В наших партнерских программах стартапы всегда в начале и возможно в конце акселерации проходят краш-тест. В самом начале важно высветить слабые стороны идеи и команды, рынка. Фактически вся обратная связь – это материал, с которым компании необходимо работать в рамках программы.

На самом деле тут есть и опасность - мало кто из стартаперов защищен от копирования идеи. Получая экспертное мнение, вы рискуете, что вашу идею воплотят раньше вас.

Как этого избежать? Например, отправить себе по почте письмо с описанием продукта. Далее в судебном порядке можно будет доказать, что ваша идея сгенерирована раньше, чем у последователя. Также есть различные инструменты депонирования. Например, Ireg и Onlinepatent. Можно задепонировать свою идею c временной меткой и далее выгрузить в виде сертификата либо текста.

Так же, объекты могут быть опубликованы через узлы партнеров платформы Ipchain  - платформы блокчейн, которая содержит в себе различные узлы с данными об объектах интеллектуальной собственности.

Посоветоваться с клиентом

Еще один способ протестировать идею - посоветоваться с лояльным потенциальным заказчиком или компанией из этой же отрасли. Как минимум вы поймете, интересен ваш продукт или нет. Только не спешите его спрашивать в лоб нравится ли ему ваша идея и продукт. Вряд ли получите правдивый ответ.

Лучше начать с уточнений, как они решают эту проблему и какие инструменты используют сейчас? Чего не хватает? Что уже ранее пытались использовать и почему не понравилось?

Ряд полезный вопросов есть в книге Роберта Фитцпатрика, “The mom test” или “Спроси маму”. Очень рекомендую к прочтению.

Участие в выставках и выступления на конференциях

Мероприятия также подходят для проверки гипотез.  Участие в выставке отлично демонстрирует потребность в продукте. Если на выставке к тебе никто не подходит, либо же ты, рассказывая про свой продукт,  не набрал лидов, это показатель, что либо продукт непонятен, либо ты непонятно объясняешь, либо он не нужен.

Мы в Сколково постоянно даем стартапам возможность выступать, чтобы получить обратную связь. Например, 15-16 ноября проведем во второй раз конференцию Skolkovo LegalTech, в рамках которой LegalTech-стартапы выступят с питчами и получат обратную связь.

Найти ментора

В век бума стартапов возникает и бум помощи стартапам. Куда ни пойди - везде готовы помочь. Есть Сколково, ФРИИ, Опора России, другие организации. Я бы советовал выбирать в первую очередь человека, а не компанию. Хороший ментор выступает как персональный тренер - дает обратную связь, проверяет гипотезу, тестируют идею на участниках рынка, продвигает.  Выбирайте ментора по рекомендациям и опыту работы с другими стартапами. Особенно если стартапы достигли успеха в вашей индустрии. Если есть сомнения в сохранности ваших идей, подпишите с ментором соглашение о неразглашении.


--  Антон Пронин для PLATFORMA

PLATFORMA размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения на press@platforma-online.ru



Мы пишем о стартапах, Legal Tech, новых моделях заработка, неординарных героях со всего мира и технологиях роста. Ежедневно мы публикуем важнейшие новости, мнения, обзоры и аналитику.

Почта доверия для инсайдов (ничего не будет опубликовано без вашего согласия): secret@platforma-online.ru.

Подписаться

Контакты редакции

Нина Данилина

+7 917-511-44-17