Опрошенные «Коммерсантъ» юристы рассказывают, что к ним поступает большое количество запросов из самых разных сфер. Чаще всего речь идет о том, чтобы оценить санкционные риски, поддержать в переговорах из-за неисполнения или расторжения договоров, помочь с решениями в условиях нарушения поставок и логистики, проанализировать возможность релокации и личной эмиграции за рубеж.
Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай подтверждает, что запросы от клиентов «сыпятся как из рога изобилия»: релокация и внешнеэкономические сделки, расторжение договоров (в связи с существенным изменением обстоятельств и по другим основаниям), срывы контрактов и форс-мажор.
Партнер КА Delcredere Андрей Тимчук говорит о большом количестве запросов, касающихся санкций, которые не привязаны прямо к какой-то отрасли. Так, интересуются уменьшением доли подсанкционных компаний в дочерних обществах, чтобы избежать их попадания под ограничения.
«Вопросы, которые мы получаем сейчас от наших доверителей, отчасти пересекаются с теми, которые ставились в 2014–2015 годах. Это консультации по санкциям, помощь по переговорам и потенциальным спорам, возникающим из-за невозможности исполнения договоров в связи с санкциями»,— говорит партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. «Наиболее популярны сейчас вопросы о возможности осуществления платежей от и к санкционным компаниям, возможности реализации совместных проектов (в рамках совместных предприятий), вопросы вывода дивидендов»,— добавляет партнер Platforma.Legal Дмитрий Мальцев.
Есть и более экзотичные обращения. Например, «иностранная компания из одной из наиболее активных в части введения санкций стран решила выйти на российский рынок и запросила поддержку в связи с этим», рассказывает господин Тимчук.
Управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик говорит, что бизнесу нужна «комплексная экспертиза в области стратегического консультирования по вопросам регулирования цен, антимонопольного, отраслевого регулирования и контроля и иных смежных вопросов». Сейчас, в отличие от предыдущих лет, отмечает Олег Москвитин, много запросов касается антимонопольных аспектов ценообразования. Возникают и вопросы о том, как вести диалог с задерживающими перечисление средств иностранными банками, как выплачивать зарплату проживающим в других странах работникам. Есть просьбы пояснить те или иные заявления, предложения органов власти РФ в сфере защиты национальной экономики, рассказывает господин Москвитин.
Стали обращаться по поводу правовой защиты российских компаний из-за одностороннего выхода импортеров или получателей продукции из обязательств, отмечает управляющий партнер офиса коллегии в Кемерово КА «Регионсервис» Андрей Переладов. О похожих вопросах упоминает и партнер юрфирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов: «Основной запрос последней недели — неисполнение обязательств со стороны контрагентов». По его словам, при анализе были выявлены «десятки нарушений договорных обязательств» и нарушения прав клиентов корпоративного сегмента, к примеру прямые или косвенные отказы в поставке продукции, одностороннее изменение цены.
Причем многие нарушения «не основываются на правовых нормах и не предписываются санкционными нормами государств, что позволяет отечественным компаниям обращаться с исками о взыскании убытков и применении штрафных мер», отмечает господин Ефремов. Впрочем, отмечает Юлий Тай, многие пытаются урегулировать ситуацию переговорами — в данных условиях все равны, надо «проявлять поменьше эгоизма».
По словам партнера BCLP Рустама Алиева, много запросов связано с тем, как бизнесу продолжить текущую деятельность либо с какими ограничениями он столкнется, есть запросы о рефинансировании тех или иных проектов, что связано с ограничениями против крупных банков. Но даже если ограничений нет, возникают практические сложности, например, с любыми трансграничными платежами, поскольку «зарубежные банки тоже находятся в состоянии шока и пытаются переварить ситуацию», приостанавливая платежи, указывает Рустам Алиев. Эту ситуацию может усугубить заявление платежных систем Visa и MasterCard от 6 марта: выпущенные в России карты этих систем не будут работать за пределами страны, а карты иностранных банков — в РФ.
По словам господина Хорева, опасения также вызывает имеющаяся кредитная нагрузка бизнеса, и при сохранении текущей ситуации уже через несколько месяцев многие компании могут оказаться под угрозой банкротства. Вероника Сальникова тоже ожидает увеличения банкротств, если правительством не будет введен мораторий. Позднее, по ее мнению, можно ожидать роста слияний-поглощений на российском рынке.
На самом юридическом рынке «основными бенефициарами кризиса», по мнению Андрея Корельского, станут санкционные практики, новые таможенные и логистические схемы кратно увеличат объем работ соответствующих специалистов.
Партнер Criminal Defense Firm Артем Половинкин также прогнозирует на ближайшее будущее рост преступности в сфере экономики и финансов, поскольку «все потрясения неизбежно к этому приводят». С ним согласен и Андрей Корельский, подчеркивая, что «количество конфликтов, неплатежей и новых статей в Уголовном кодексе преумножается в геометрической прогрессии». По мнению господина Половинкина, масштабы проблем бизнеса и рост рисков в уголовно-правовой сфере, включая риск уголовных дел по этим направлениям, во многом будут зависеть от того, как долго продлится острая фаза кризиса.
------ Коммерсантъ, фото Pexels
PLATFORMA финансирует семейные споры, коммерческие споры в сфере патентов и интеллектуальной собственности, банкротные споры, корпоративные споры, внутренний и международный арбитраж, нарушение договора/возмещение убытков.