Узнайте больше о судебном финансировании в нашем бесплатном гайде Путеводитель

Давайте голосом: почему Clubhouse стал популярным и надолго ли его хватит

Феноменальная популярность голосовой соцсети Clubhouse и не думает угасать: за прошедший месяц количество пользователей увеличилось до 6 млн, а приложение скачали более 10 млн раз. Надолго ли с нами Clubhouse и стоит ли инвестировать в голосовые соцсети.


Спустя всего неделю после получения статуса «единорога» новая соцсеть заполнила собой Twitter, Facebook и Telegram — все просят инвайт и пишут, о чем говорили в самых популярных «комнатах». Это «новое радио», «интерактивные подкасты» или просто блажь, которая пройдет так же быстро, как очередной мем в интернете?

Clubhouse — соцсеть, где все общение происходит голосом в реальном времени. Платформа ничего не сохраняет, и если вы сами не записали интересный эфир, то его повтора практически не найти.

Приложение появилось в 2019 году. Его авторы — американцы Пол Дэвисон и Сэт Роузен. Сперва их продукт назывался TalkShow. Вначале Clubhouse активно продвигали среди венчурных инвесторов и бизнес-ангелов, говорит Глеб Браверман из команды Gossip (был пользователем ранней бета-версии Clubhouse).

«Они познакомились с партнером венчурного фонда Andreessen Horowitz Эндрю Ченом, и это стало главной причиной их успеха», — отметил предприниматель. По его словам, Andreessen Horowitz удалось правильно преподнести Clubhouse нужной аудитории. Помимо того что Clubhouse появился в удачное время, когда все застряли дома, его инвесторы очень качественно продумали маркетинг, считает Браверман. Сейчас Andreessen Horowitz — единственный крупный инвестор соцсети.

Нависшая угроза

Успех Clubhouse вынудил другие соцсети в срочном порядке его изучать. Действия крупных игроков могут стать для приложения проблемой. Учитывая их пользовательскую базу и удобство функционала, они способны составить Clubhouse серьезную конкуренцию.

Закрытое бета-тестирование платформы Spaces, принадлежащей Twitter, началось в декабре прошлого года — спустя полгода после закрытого релиза Clubhouse. Тогда же Twitter купил стартап Squad и интегрировал его в свою соцсеть. Эта покупка нацелена на дальнейшее продвижение Spaces, сказал Глеб Браверман. Сейчас Spaces доступен только узкому кругу людей по приглашениям.

По сути, Spaces работает точно как Clubhouse: пользователи, которым эта функция стала доступна, собираются в голосовые «комнаты», где обсуждают все что угодно.

Визуально Spaces стал частью еще одного недавнего нововведения Twitter — Fleets, аналога Stories из Instagram и Snapchat.

Когда бета-тест только начинался, в Twitter отметили, что разрабатывают платформу, где пользователи смогут чувствовать себя комфортно и безопасно. На фоне нескольких скандалов в Clubhouse из-за слабой модерации это звучит особенно актуально. Clubhouse обещает решить проблему на деньги, привлеченные во время последнего инвестиционного раунда, — это $100 млн. Однако непонятно, каким образом компании удастся это сделать, ведь записи разговоров приложение не сохраняет.

Уже сейчас Clubhouse ежемесячно тратит от $500 тыс. до $1 млн на поддержание инфраструктуры аудиокоммуникации, оценил сооснователь платформы межгрупповой видеокоммуникации SpatialChat Алмас Абулхаиров.

Подобие Clubhouse анонсировал на днях и глава Facebook Марк Цукерберг — после личного визита в одну из «комнат» популярного приложения. Сейчас продукт от Facebook — на самой ранней стадии разработки, пока команда даже не определилась с конечным названием. Однако у соцсети уже есть опыт выхода в новые ниши.


Технологические гиганты, такие как Twitter и Facebook, смогут без труда реализовать проект, подобный Clubhouse, объясняет Абулхаиров. Им проще делать это самостоятельно, а не через покупку, уверен инвестор.

Подкасты против

Еще один возможный конкурент Clubhouse — Spotify. Музыкальный стриминг заявил, что его интересуют все аудиоформаты. У Spotify уже есть доступ к 3 млн артистов, отметил Браверман. А в каталоге сервиса более 700 тыс. подкастов на любой вкус. Аналогичного Clubhouse функционала пока нет, поэтому стриминговый сервис может задуматься о его покупке.

«Я бы сказал, что они наиболее вероятные покупатели для Clubhouse с учетом их капитализации [$63 млрд] и возможностей», — сказал предприниматель. Многие готовы выкупить Clubhouse за значительную сумму, но основатели и инвесторы Clubhouse вряд ли стремятся сейчас продать свой продукт, добавил он.


Один из возможных сценариев для Clubhouse — IPO, считает Абулхаиров. Это может стать удачной стратегией выхода (Exit Strategy), учитывая скопившийся на рынке свободный капитал.

«Команда Clubhouse пока сама не знает, чем закончится история их популярности. Хотя у них, конечно, есть примерный план действий, они активно набирают людей себе в команду», — сказал Браверман. По его мнению, об успешности продукта можно будет судить не раньше чем через полгода. Никто не знает, надолго ли эта популярность.

У Clubhouse хорошие темпы роста, но совершенно непонятен churn rate (показатель ушедших пользователей), объясняет предприниматель.

Будет ли Clubhouse расти дальше, во многом зависит от того, сможет ли команда сделать продукт со стабильным коэффициентом удержания пользователей (retention rate), отмечает Абулхаиров. Команда Clubhouse должна сформировать устойчивую бизнес-модель в ближайшие два года.


«Бесплатно раздавать аудиосвязь в реальном времени на большую аудиторию долго не получится. Взгляните на WhatsApp — там звонки до четырех человек максимум.

Clubhouse же надо зарабатывать в среднем с пользователя намного больше, чем WhatsApp», — уверен Абулхаиров. По его оценке, одна комната Clubhouse на 100 человек стоит примерно $3 в час.

Доход от рекламы вряд ли сможет покрывать высокую стоимость поддержания аудиоинфраструктуры, сомневается предприниматель. «Речь скорее идет о платных подписках, премиум-аккаунтах, донатах создателям контента», — отметил он. Другой вариант монетизации — прослушивание или NLP (обработка речи) обсуждений в Clubhouse. Эти данные можно будет продавать рекламодателям.

Техническая база для этого уже есть: на прошлой неделе сразу несколько участников «комнат» в Clubhouse заметили, что, несмотря на строгие правила (запись разговора нельзя включить на устройстве с открытым приложением), способы обойти ограничения все-таки существуют, и они очень просты. Речь идет не только о кустарной записи на другое устройство, но и о подключении к API приложения. Например, программистка из Гонконга Джей Вонг у себя в Twitter рассказала о найденной ею уязвимости: получить доступ к программной библиотеке Clubhouse могут третьи лица, а дальше записать все, что происходит в приложении, — дело техники. По словам Вонг, доступ к API позволяет записать как весь разговор в «комнате», так и каждого конкретного пользователя.

Звезда на один день

На рынке достаточно примеров компаний, которые росли так же быстро, как Clubhouse, но после первого взрыва популярности потеряли пользователей и даже закрылись.

Например, приложение для записи коротких видеороликов Vine. В 2012 году его приобрел Twitter, а в 2013-м оно стало самым скачиваемым бесплатным приложением в App Store. В какой-то момент количество его пользователей достигло 200 млн человек. Однако впоследствии сервис не выдержал конкуренции с Instagram и Snapchat.Twitter закрыл его в 2016 году.

То же самое произошло и со следующим проектом основателей Vine — Руслана Юсупова и Колина Кролла — HQ Trivia. Ставшая популярной буквально за ночь, мобильная видеовикторина (участники отвечают на вопросы в онлайне, победители получают денежные призы) растеряла весь шарм к февралю 2020-го и закрылась.

В 2015 году одним из самых горячих и обсуждаемых проектов был Meerkat. Приложение позволяло выходить в прямой эфир в любой момент времени, используя только смартфон. Сейчас инновация кажется сомнительной, но в середине 2010-х и на фоне бума популярности Twitch возможность стать стримером «на коленке» привлекала буквально всех.

Спустя год на рынке появился более удобный и быстрый конкурент — Periscope. Все побежали туда. Закончилось тем, что Periscope был куплен Twitter, а Meerkat закрыли. Команда, впрочем, не разбежалась и сфокусировала свои силы на другом проекте — видеочате Houseparty. В 2019-м его купил разработчик Fortnite Epic Games, в 2020-м Houseparty стал частью культуры карантина. В прошлом году закрыли и Periscopе, вернее, он окончательно слился с Twitter.


----Pro.rbc.ru


Всё о юридических и финансовых технологиях

Мы пишем о технологиях роста, новых моделях заработка для юристов, неординарных героях со всего мира. Ежедневно публикуем важнейшие юридические новости, обзоры и аналитику.