В большинстве крупных российских компаний утверждают, что уже применяют решения на базе искусственного интеллекта (ИИ), но оценить эффект пока не могут, говорится в исследовании TAdviser и «Ростелекома». По их оценкам, теоретически технология может приносить крупному российскому бизнесу около 59 млрд руб. в год в виде экономии и дополнительных доходов. Неоднозначность восприятия ИИ в самих компаниях эксперты объясняют тем, что установка на внедрение часто «насаждается сверху» и исполняется формально. Но при вполне осознанном использовании ИИ оценить реальный эффект может быть затруднительно.
Более 85% крупных организаций в России применяют решения на основе ИИ, показало совместное исследование TAdviser и «Ростелекома», с которым ознакомился “Ъ”. В большинстве случаев под такими решениями подразумеваются виртуальные помощники или чат-боты, а также предиктивная аналитика для персонализации предложений и инструменты для повышения производительности труда. По данным опроса, 93% компаний не сокращали рабочие места при внедрении ИИ-решений.
Авторы исследования опросили 100 крупных организаций — преимущественно компаний из таких сфер, как финансы, телеком, промышленность, ритейл, но также и из госсектора. Методика опроса разработана совместно с экспертами «Ростелекома», ее детали не уточняются.
Продажи готовых решений в сфере ИИ составили около 6 млрд руб. за 2019 год. Их разработкой для продажи занимаются 30% опрошенных компаний.
В то же время респонденты затрудняются точно оценить эффект применения ИИ в работе. В большинстве случаев оценки носят приблизительный характер, говорится в исследовании, и только 18% компаний располагают официальной оценкой эффекта ИИ-проектов, проведенной их внутренними финансовыми службами, а около трети опрошенных в принципе затрудняются с оценкой эффекта. TAdviser оценивает общий эффект от внедрения решений ИИ у компаний-респондентов по итогам 2019 года примерно в 59 млрд руб., включая дополнительный доход и сэкономленные средства. В 2020 году этот уровень, скорее всего, не сократится, говорится в исследовании.

Результаты любого опроса по использованию ИИ в России сегодня будут существенно искажены ровно в той мере, в которой сам термин становится все более широким, в том числе за счет упрощения возможных применений, рассуждает руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. «Во многих российских компаниях есть установка сверху о необходимости внедрить, пусть даже и формально, современные технологии»,— добавляет он, объясняя сложности с оценкой внедрения ИИ.
Скажите честно, что вы думаете о юристах в исследовании PLATFORMA
Любые измерения эффектов сами по себе затратны, указывает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Когда применяются новые подходы в работе на базе ИИ, автоматизируются не только старые, но появляются и новые. Поэтому подсчитать трудно, и экономисты сомневаются, что это в принципе успешно осуществимо»,— отмечает он. Общий же уровень проникновения решений ИИ зависит от того, «готовы ли руководители называть это такими громкими словами», полагает аналитик, поясняя, что для многих организаций заявлять о применении ИИ «считается хорошим тоном».
--- Коммерсантъ
Открыт прием заявок на конкурс практикующих юристов "Лучшие по праву"! Участвуйте и побеждайте!