Войти Регистрация

Робот шагает по судам

Робот шагает по судам

Автоматизация сегодня докатилась до самой, казалось бы, консервативной профессии юриста. Как это происходит на Западе и в странах СНГ речь пойдет в следующей статье.

Сегодня не нужно находиться в гуще событий, чтобы заметить как во многие сферы нашей жизни все активнее приходят роботы. Не нужно отслеживать последние новости из Кремневой долины о появлении на рынке беспилотных автомобилей или роботов-хирургов, достаточно обратить внимание на технические нововведения, появившиеся совсем рядом с вами. Это могут быть и мобильные приложения по заказу еды или такси на дом, и обычные банковские автоматы, установленные на улицах вашего города или даже телефонные автоответчики, перенаправляющие ваш звонок в зависимости от вашего выбора соответствующему абоненту.
Даже в юриспруденции, сфере известной своим консерватизмом, где с особой осторожностью относятся к любым ситуациям, содержащим хоть какой-либо намек на риск, автоматизация рутинных процессов уверенно набирает обороты. О том как это происходит на Западе и в странах СНГ мы и поговорим в этой статье.

Особый стимул автоматизации процессов в юриспруденции, кроме всего прочего, придает и безудержно растущая стоимость юридических услуг для клиентов. Ведь роботы- боты, призванные ускорить работу юридических практик, не только экономят время, но и деньги, которые иначе бы были потрачены на найм дополнительной рабочей силы. Правда эти новшества заставили юридические фирмы обратить внимание на специалистов иного класса тех, кто обладает знаниями цифрового кодирования или разработки искусственного интеллекта. Притом системы автоматизации, внедряемые ныне в работу юридических фирм, не просто выполняют поставленные задачи, но и приобретают новые навыки в процессе самой работы, т.е. самообучаются.

Сегодня на Западе юридические фирмы ощущают острую конкуренцию со стороны бухгалтерских компаний, которые несколько раньше ввели в свою работу роботов-ботов и теперь предлагают на рынке набор услуг, по традиции раньше предоставляемый только юристами. Кроме этого, на рынке все чаще появляются новые продукты разных юридических стартапов, у истоков которых стоят бывшие юристы, а теперь представители индустрии, получившей название Legaltech и часто сравниваемой с Fintech, сфере, где горстке скромных новаторов с помощью технологических разработок удалось расшатать банковскую систему, которая складывалась веками. Все это заставляет крупные юридические компании обращать внимание на возможности, которые предоставляет внедрение искусственного интеллекта в выполнение рутинных задач.

Согласно отчету компании Deloitte, только в Британии за следующие двадцать лет Lawtech автоматизирует 144 тысячи рабочих мест. Профессор Ричард Сусскинд (Richard Susskind), консультант по техническим инновациям и соавтор книги «Будущее профессий: как технологии поменяют работу специалистов» (The Future of the Professions: How Technology Will Transform the Work of Human Experts) прогнозирует переворот в профессии юристов, чьи традиции складывались еще во времена викторианской Англии: «Весь вопрос в том, появится ли кто-то, кто сможет сделать то, что Amazon сделал на книжном рынке. Может быть это не будет проходить так драматично, но мы станем свидетелями структурных преобразований в таких процессах как анализ документов или юридических рисков».

Крупные фирмы инвестируют в искусственный интеллект, который автоматизирует в основном работу, ранее выполняемую младшими юристами. Это позволяет уделять больше внимания более сложным и дорогостоящим делам. Например, известная юридическая компания Pinsent Masons ввела в свою работу систему TermFrame, которая имитирует процесс принятия юридических решений. Она была разработана главой департамента по исследованию и развитию бизнеса Орландом Конеттой (Orlando Conetta), который, что характерно, является не только юристом, но и специалистом в области искусственного интеллекта. TermFrame помогает юристам в процессе работы отыскивать в архивах нужные документы и похожие прецеденты. «TermFrame может и не уничтожит профессию юриста, но точно облегчит его работу», говорит Орландо.

Юристы с постсоветского пространства тоже ощущают на себе дуновение нового времени. В Киеве лаборатории юридических инноваций lexnet.io и ее основателю Валентину Пивоварову за год работы удалось создать четыре разных продукта, которые являются хорошим примером того, как технологии меняют повседневную работу служителей Фемиды.

Мобильное приложение, разработанное лабораторией lexnet.io Legal Alarm по сути является кнопкой экстренного вызова, оповещающей юристов о клиенте, которому срочно требуется их помощь и передающая им его геопозицию. Эта разработка была отмечена на Форуме правосудия в Гааге как решение, значительным образом упрощающее доступ к правосудию. Другой продукт лаборатории lexnet.io – Paralegal Bot – позволяет предпринимателю регистрировать новый бизнес всего лишь с помощью кнопки смартфона через обычный мессенджер. Еще одно приложение, TradeHub Bot, позволяет заключать сделки с помощью все того же мессенджера. Притом такие сделки будут закреплены юридически значимым договором. И, наконец, приложение LITT - проект, который призван автоматизировать создание юридических документов. Сегодня для того, чтобы создать, к примеру, договор аренды с нуля требуется несколько часов. Благодаря LITT и программе Microsoft WORD это займет не более 10 минут. Сейчас проект на стадии минимально рабочего продукта, но в скором времени появится на рынке и как надеются его создатели, юристы останутся им довольны.
«На данный момент на территории СНГ наблюдается большой интерес к технологиям со стороны классических юридических компаний», отмечает Валентин Пивоваров. «Они понимают, что будущее уже наступило. Просто оно неравномерно распределено. Клиентам же все еще приходится объяснять, что такое мобильное приложение юристов или чат-бот. Многие опасаются, посему сейчас ведется популяризация данных сервисов. Причина задержек в автоматизации - это прежде всего устаревшее образование студентов, которых учат законам, но не учат мыслить масштабно и не шаблонно; учат действовать по правилам, но совершенно не учат эти правила создавать и внедрять. Инновации и новые подходы к оказанию юридических услуг должны разрабатывать молодые студенты, выпускники. Ведь есть не только протоптанная дорожка - школа, диплом магистра права, должность младшего юриста, юриста и так далее, а мир, который уже сегодня на расстоянии одного клика».
Еще одно новшество, появившееся в России а декабре прошлого года, это интернет-портал www.platforma-online.ru . Эта площадка на практике является форумом, где встречаются и общаются юристы, потенциальные истцы и инвесторы. Собрав их в одном месте, основатели сервиса предоставляют возможность юристам отобрать представляющие для них интерес дела, потенциальным истцам подобрать опытного адвоката и найти инвестиции для своего процесса, а инвесторам профинансировать перспективное судебное дело взамен на долю от присужденной компенсации.

Специалисты отмечают, что мы находимся только в начале процесса автоматизации некоторых юридических услуг и в какие сферы юриспруденции проникнет еще Legaltech сегодня тяжело предсказать. Но большинство признает, что юридическим компаниям, стремящимся к росту в сегодняшней высоко конкурентной среде все чаще приходится обращаться к технологическим новшествам и будущее, соответственно, за ними.

--Written by Platforma team--

Platforma размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения в блоге на info@platforma-online.ru