Войти Регистрация

Бизнес-агрегаторы: как новые игроки меняют рынок сферы услуг

Бизнес-агрегаторы: как новые игроки меняют рынок сферы услуг

За последние несколько лет во всём мире, в том числе и в России, было запущено немало стартапов, использующих форму бизнес-агрегатора. Согласно данной модели бизнеса, компания не производит конечный товар или услуги, а выступает посредником между конечным потребителем и производителем.

Типичными примерами компаний подобного вида являются Booking.com или Airbnb. Большой популярностью также пользуются сервисы заказа такси, которые сейчас являются одними из самых привлекательных компаний для инвесторов. В 2015 году Uber был признан самым дорогим стартапом в мире, а на 2017 год его стоимость достигла $69 млрд.

Бизнес-агрегаторы можно разделить на несколько видов. Информационные агрегаторы собирают информацию с разных источников и представляют её на своей платформе без предварительной договоренности с поставщиками услуг или товаров. При данной модели сервисы чаще всего зарабатывают на рекламе, размещенной на своих платформах.

При втором типе модели, агрегаторы по согласованию с поставщиками размещают информацию об их товарах или услугах на сайте, могут устанавливать определенную стоимость за регистрацию на портале или снимать процент от совершенной при помощи сервиса сделки или за клики пользователя по предложению, как, например, делает Яндекс.Маркет.

Благодаря использованию бизнес-агрегаторов, у клиента появляется масса преимуществ:

  • сокращается время и стоимость на поиск необходимых товаров (услуг);
  • товары становятся более доступными;
  • увеличивается разнообразие информации о товарах;
  • появляется возможность быстро сравнить альтернативные варианты.

При этом агрегатор выступает основным интерфейсом при совершении сделки. Но главным преимуществом такой модели является увеличение спроса и предложения, что позволяет сформировать оптимальную цену на товары и услуги. И это на руку потребителям, но смещает на второй план бизнес-игроков, ведущих традиционные модели ведения предпринимательства.

Если говорить конкретно про Россию, то одним из факторов, который также позволяет удерживать стоимость товаров на низком уровне, является невмешательство государства в данную сферу. Хотя с момента появления бизнес-агрегаторов и до сих пор актуальным остается вопрос налогообложения участников данных отношений, так как у сервисов нет обязанности контролировать клиентов/поставщиков на факт уплаты налогов. Для примера можно взять популярный в России сервис личных помощников и фрилансеров YouDo, на котором можно найти исполнителя для своего задания. Расчет услуг производится через портал, а вопрос уплаты налогов за полученные доходы остаются личной ответственностью фрилансеров-исполнителей.

Вместе с тем новым в юридическом законодательстве России являются попытки урегулировать деятельность агрегаторов. В марте 2017 года Правительство РФ одобрило законопроект о введении ответственности для агрегаторов товаров и услуг в интернете. Речь идет о внесении поправок в закон «О защите прав потребителей», которые возлагают на сервисы ответственность за убытки, причиненные предоставлением потребителю недостоверной информации о товаре или услуге, а также вводят новый юридический термин «агрегатор товаров (услуг)». По мнению экспертов, эти нормы могут породить злоупотребление со стороны потребителей, а также вызвать финансовые риски для самих агрегаторов. На текущий момент законопроект рекомендован к принятию Госдумой в первом чтении.

 Но говорить о том, что бизнес-агрегаторы - новая повсеместная модель ведения предпринимательства XXI века не приходится. Несмотря на то, что традиционные модели уходят на второй план, например, таксопарки, всё же агрегаторы подходят только для тех сфер, где можно стандартизировать процесс и имеется массовость использования услуг. Тем сферам, где требуется индивидуальный подход, например, в премиальном сегменте, полная уберизация пока не грозит.

Интернет-агрегаторы стали приживаться и в сфере юриспруденции. Но, несмотря на распространение новых юридических технологий за рубежом и в России, они охватывают только ту часть юридической работы, которую можно автоматизировать. Поэтому с мнением экспертов Московской школы управления СКОЛКОВО, которые отнесли юристов к представителям вымирающей профессии, можно согласиться только частично. Несомненно, часть правовых задач будет решаться онлайн при помощи бизнес-агрегаторов, мобильных приложений или автоматизированных сервисов, однако пока трудно себе представить, что сопровождение крупных сделок будет осуществляться без личного участия юриста.

В этом плане бизнес-агрегаторы могут играть роль базы данных юристов - первоначальной инфраструктуры, где можно в онлайн-режиме найти специалиста, посмотреть его рейтинг, отзывы, портфолио, решить стандартную правовую задачу, но при возникновении более сложных юридических проблем, без оффлайн консультаций не обойтись.

Кроме этого, можно отметить, что бизнес-агрегаторы также становятся многофункциональными интернет-площадками, которые предоставляют возможность выбрать не одну, а целый комплекс услуг, в том числе в сфере права. Так, новый сервис Platforma дает возможность не только истцам и юристам найти друг друга, но также позволяет привлечь инвестиции на покрытие судебных расходов или инициировать коллективный иск.


--Written by Platforma team--


Platforma размещает интересные новости правового характера с обязательным указанием источника. Присылайте материалы для размещения в блоге на info@platforma-online.ru